Президенту Кыргызской Республики Атамбаеву А.Ш.
Торога Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Жеенбекову А.Ш.
Премьер-министру Кыргызской Республики
Сатыбалдиеву Ж.Ж.
Обращение Гражданского совета по контролю судебной системы
Когда говорили о необходимости проведения кардинальной реформы в судебной системе, отмечали ее главное направление это независимость данной ветви власти и повышение качества услуг населению.
Что мы сегодня имеем? Изменение законодательства, несмотря на то, что был принят Указ Президента об образовании согласительной комиссии по судебной реформе, с которой должны были согласовывать все изменения в действующее законодательство, а как это происходит сейчас - тихо, без обсуждения в юридических кругах. Финансирование, принципы которого заложены как в Конституции, так и в основном бюджетном законе и определяет что «при формировании бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета судебной системы может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики», но несмотря на это бюджет судебной системы в текущем году, в части бюджетных расходов Судебного департамента был снижен правительством на 20%, и заложенные в бюджете объемы финансирования открыты только по статье заработная плата и отчисления в Социальный фонд КР. А как же повышать качество услуг без элементарных приобретений бумаги, картриджей и услуг почтамта?
Мониторинг судов г. Бишкек показал, что в Межрайонном, Бишкекском городском, Первомайском и Ленинском районном судах уже с начала сентября настоящего года возникла проблема с отправкой писем (уведомлений и т.п.), в связи с большой задолженностью, в результате чего Бишкекский почтамт перестал предоставлять почтовые услуги. Согласно официальным данным Бишкекского почтамта, по состоянию на 1 сентября 2012 года задолженность Судебного департамента составила 1 002 857,64 сом (только по Бишкеку и Чуйской области).
Направив официальный запрос в Судебный департамент по данному вопросу было выяснено, что Министерство финансов КР не полностью открыло финансирование предусмотренное в бюджете на текущий год. К примеру, по статье приобретение прочих услуг (канцелярские расходы, заполнение картриджей и т.п.) было выделено в 22,5 раза меньше запланированных расходов. По подсчетам на 1 суд приходилось всего 255 сом в месяц на приобретение прочих услуг (Приложение).
Кроме судебной системы Судебный департамент КР финансирует деятельность Совета по отбору судей. Судебный департамент фактически израсходовал на деятельность Совета по отбору судей 4949,5 тыс. сом, что в 2 раза больше открытых денежных средств со стороны Министерства финансов КР. На сегодняшний день Совет по отбору судей продолжает функционировать в долг (Приложение).
В целях недопущения в будущем несвоевременного открытия денежных средств Судебного департамента КР и своевременного реагирования на проблемы возникающие в сфере финансирования судебной системы просим включить в проект Бюджетного кодекса КР некоторые пункты предусмотренные в Указе Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года УП №147 «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике»:
1. Изменить порядок открытия финансирования для судебной системы однократно на весь год с определением всех статей бюджета как защищенными;
2. Предусмотреть заслушивание по инициативе Совета судей Кыргызской Республики не менее одного раза в полугодие на заседаниях комитетов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики отчета Министерства финансов Кыргызской Республики об исполнении бюджета судебной системы.
В настоящее время Министерством финансов КР рассматривается вопрос секвестрования незащищенных статей предусмотренных бюджетом на текущий 2012 год. В связи с этим, при рассмотрении проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2013 год и прогнозе на 2014 - 2015 годы», просим принять во внимание статью 29 Закона КР «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике», где указывается, что «секвестеризация бюджетных средств, предусмотренных законом на финансирование судебной системы Кыргызской Республики в текущем финансовом году, допускается только с согласия Совета судей Кыргызской Республики» и статьи 40 того же закона, где указывается, что «при формировании бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета судебной системы может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики».
Приложение 1
Как видно из таблицы 1 по всем незащищенным статьям Судебного департамента КР происходит несвоевременное открытие денежных средств со стороны Министерства финансов КР. К примеру, по статье приобретение прочих услуг (канцелярские расходы, заполнение картриджей тонером и т.п.) было выделено в 22,5 раза меньше фактических расходов. По подсчетам фактически открытых денежных средств на 1 суд приходилось 255 сом в месяц на приобретение прочих услуг.
Таблица 1: Отчетные данные Судебного департамента за 1 полугодие 2012 года по фактическим расходам и открытыми денежными средствами Министерством финансов КР
тыс. сом
Наименование статей расходов |
Фактические расходы за 1 полугодие |
Открыты денежные средства за 1 полугодие |
Отношение открытых ден. средств к фактическим расходам |
Заработная плата |
121887,3 |
122581,9 |
101% |
Отчисления в Социальный фонд |
17668,5 |
20744,4 |
117% |
Служебные поездки |
1339,5 |
117,9 |
9% |
Коммунальные услуги и услуги связи |
13403,6 |
9820,2 |
73% |
Арендная плата |
3050,4 |
3598,2 |
118% |
Транспортные расходы |
1889,7 |
1102,8 |
58% |
Приобретение прочих услуг |
2649,6 |
117,4 |
4% |
Пособие по соц.пом. населению |
|
|
|
Здания и сооружения |
|
|
|
Всего |
161888,6 |
158082,8 |
98% |
Таблица 2: Фактические расходы Совета по отбору судей КР за 8 месяцев 2012 года
тыс.сом
Наименование статей расходов |
Фактические расходы |
Открыты средства в сентябре 2012 года |
Отношение фактических расходов к открытым средствам |
Заработная плата |
2114,5 |
2106,0 |
100% |
Отчисления в Соцфонд |
364,7 |
363,3 |
100% |
Служебные поездки |
1098,2 |
|
|
Коммунальные услуги и услуги связи |
8,3 |
|
|
Арендная плата |
543,1 |
|
|
Транспортные расходы |
25,0 |
|
|
Приобретение прочих услуг |
654,0 |
|
|
Машины и оборудование |
141,7 |
|
|
Всего |
4949,5 |
2469,3 |
200% |