Во всем мире, в большинстве случаев, конкурентоспособность и эффективность экономики определяется состоянием торгового баланса. В Кыргызской Республике дефицит торгового баланса составляет 37% ВВП[1].
Особо актуальным вопросом в торговом балансе Кыргызской Республике является импорт легковых автомобилей и автомобильного бензина на сотни миллионов долларов США и составляет 10% от ВВП КР. В среднем один владелец автотранспорта расходует бензин на 1283 $ в год. Это больше показателя ВВП на душу населения в КР.
По данным графика №1 за 4 года импорт легковых автомобилей вырос в 20 раз. При такой тенденции количество автомобилей будет в 2 раза больше менее чем за 10 лет. Это приведет к идентичному росту импорта ГСМ. В связи с волатильностью цен нефтяного рынка и угроз установления экспортных таможенных пошлин со стороны поставщиков автомобильного бензина, существует угроза увеличения торгового дефицита.
Диаграмма 1: Импорт легковых автомобилей в КР (млн. $)[2]
По этой причине назрела необходимость рыночного регулирования рынка легкового автотранспорта со стороны государства. В мировом опыте существует множество тарифных и нетарифных методов регулирования этого рынка.
Анализу возможных ответов и путей решения данного вопроса посвящена данная аналитическая записка.
Решение проблемы:
На сегодняшний день парк автотранспортных средств Кыргызстана насчитывает 318,6 тыс. единиц. В том числе легковые автомобили – 229,7 тыс. единиц, автобусы – 17,7 тыс. единиц, грузовые автомобили – 41,7 тыс. единиц и специальные автомобили – 6,1 тыс. единиц[3]. С каждым годом количество легковых автомобилей увеличивается в среднем на 25 тыс. в год[4] и тенденция к росту ввоза легковых автомобилей увеличивается из года в год.
По данным статьи 328 Налогового Кодекса КР легковые автомобили облагаются фиксированной ставкой, хотя во многих странах мира используется прогрессивная ставка транспортного налога. По данным графика №2 в таких странах как РФ, Казахстан, Украина и Турция транспортный налог с увеличением объема двигателя имеет прогрессирующую наклонность. Это говорит о том, что владельцы крупногабаритных автомобилей должны будут платить транспортный налог в десятки раз больше чем владельцы малолитражек.
К примеру, в Казахстане владелец автотранспорта объемом двигателя в 4000 см3 должен будет заплатить в 117 раз больше чем автовладелец автотранспорта с объемом двигателя в 1000 см3. В Турции эта разница равна 36-и, а в Кыргызстане разница будет равна 4-м, т.к. в КР используется фиксированная ставка налога с 1 см3 (диаграмма 2) [5].
Преимущество такого вида налогообложения по сравнению с другими тарифными и нетарифными способами налогообложения в том, что этот налог легко администрировать, так как автомобиль проходит через обязательное регистрирование и известен налогоплательщик – автовладелец.
Диаграмма 2: Ставки транспортного налога в разных странах (1000 см3=1)[6]
Может показаться что введение прогрессивного налога может негативно повлиять на налогоплательщиков Кыргызстана. Но, как было показано ранее, владельцы малолитражек должны будут оплачивать налог в десятки раз меньше чем владельцы автомобилей крупногабаритных автомобилей. Эта система налогообложения даст гражданам выбор при покупке автомобиля. Это будет способствовать рыночному регулированию потребительских предпочтений. И самое главное, эта система налогообложения будет способствовать снижению импорта нефтепродуктов. Ну а в противном случае, если предпочтения некоторых автлюбителей крупногабаритных авто не поменяются то, это будет способствовать повышению налоговых сборов с автовладельцев.
Также хотелось бы отметить тот факт, что новое налогообложение затронет только легковой автотранспорт, т.е. к грузовым и общественным транспортам в большинстве случаев применяются более мягкие ставки налогов.
[1] Бюллетень Национального банка КР за 2011 год
[2] Внешняя торговля Кыргызской Республики 2006-2010, стр. 38
[4] Внешняя торговля Кыргызской Республики 2006-2010, стр. 41
[5] Статья 328 Налогового кодекса Кыргызской Республики
[6] Налоговый Кодекс КР, статья 328