Омуркул у. Улан
Юрист Института Общественного Анализа
Во время мониторинга судебных заседаний по уголовным делам наблюдатели столкнулись с тем, что подсудимые (обвиняемые, подозреваемые) жаловались на применение пыток. Пытки применяются для устрашения, наказания и получения признаний еще с древнейших времен. Под пыткой понимается любое действие, которым лицу умышленно причиняются мучительная боль и физическое или нравственное страдание, чтобы получить от него сведения или признание в действиях, в совершении которых оно подозревается, а также с целью запугивания или наказания. В последнее время проводятся разного рода мероприятия по противодействию пыткам и благодаря этому граждане узнают, как можно противостоять насилию и пыткам.
Пытки во все времена были, есть и будут, вопрос только в том, кто их применяет. Бандиты, насильники и другой преступный элемент при совершении преступлений применяет пытки это зло понятное всем. Но когда сотрудники правоохранительных органов, которым законом и государством дана власть защищать граждан от преступного посягательства, используют пытки, то это зло похуже первого. Применение пыток сотрудниками правоохранительных органов происходит в основном на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий, когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления. Низкий профессиональный уровень сотрудников этих органов приводит к тому, что несвоевременно или с нарушением процессуальных норм происходит сбор доказательств, ну, а самое легкое - с помощью силы, применяя пытки, выбить признательные показания. Пытки и насилие в основном применяют сотрудники с низким морально-нравственным уровнем, непрофессионалы. И, по-моему мнению, одним из тех, кто может противостоять этому виду преступления, а также способствовать очищению рядов правоохранительных органов – является судья (безупречный, истинно независимый, почитающий только закон).
Первый рубеж, когда судья может препятствовать пыткам - это избирание меры пресечения.
Адвокаты обвиняемых на судебном заседании при избрании меры пресечения прямо указывают на то, что были нарушены конституционные права, процессуальные нормы, доказательства получены с нарушением требований закона.
Например: гражданин был задержан в районе Железнодорожного вокзала, при нем в нескольких метрах возле забора был его пакет с вещами. При задержании сотрудники спросили, чей пакет и забрали его вместе с задержанным гражданином. Привезли в здание РОВД, где его продержали несколько часов, затем завели в другой кабинет, где было несколько человек, ему показали его пакет и попросили вытащить все содержимое. Помимо личных вещей, там оказался целлофановый сверток, обмотанный скотчем. Задержанный сказал, что это не его сверток, его подбросили. Потом сотрудники всю ночь «обрабатывали» задержанного: вначале предлагали добровольно признаться в совершении преступления, предусмотренного ст.247 УК КР, затем пошли угрозы, а потом применили пытки. В конце концов, задержанный не выдержав пыток, сознался в совершении преступления. Утром ему предоставили «дежурного» адвоката, и следователь начал заполнять «нужные документы», затем суд, избрание меры пресечения. В результате суд избрал меру пресечения заключение под стражу… И таких примеров можно привести очень много.
В данном конкретном случае при задержании нарушаются:
1. Гарантированные права Конституцией КР ст.24:
«п 5. Каждому задержанному лицу должно быть безотлагательно сообщено о мотивах задержания, разъяснены и обеспечены его права, включая право на медицинский осмотр и помощь врача.
С момента фактического лишения свободы лицу обеспечивается безопасность, предоставляется возможность защищать себя лично, пользоваться квалифицированной юридической помощью адвоката, а также иметь защитника» (эти же права прописаны в Уголовно-Процессуальном кодексе КР).
2. При задержании сотрудниками не был составлен протокол осмотра вещественных доказательств и их изъятия (нарушены нормы статей 177, 179 УПК КР). Ведь, после задержания сверток можно было подбросить тысячу раз по дороге в РОВД (возникает сомнение в принадлежности свертка).
3. После задержания следователь обязан в течение двенадцати часов уведомить кого-либо из членов его семьи … или близких лиц (нарушена статья 99 УПК КР).
4. Составленный протокол осмотра в здании РОВД пакета, который изначально был изъят с нарушением ст.177 УПК КР, то есть не был упакован и опечатан в присутствии понятых, является недопустимым доказательством (согласно ст.81 ч.3 УПК КР: «доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу решения по делу, а также использоваться для доказывания любого факта и обстоятельства, указанных в статье 82 УПК КР).
5. Грубо нарушены нормы Конституции КР ст.22:
1. Никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
2. Каждый лишенный свободы имеет право на гуманное обращение и соблюдение человеческого достоинства».
Конституция КР ст. 26:
1. Каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу судебным решением…
2. Никто не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого.
3. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления…
4. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга(и) и близких родственников.
Второй рубеж, когда судья может препятствовать пыткам - при рассмотрении уголовного дела по существу. Во время процесса также выявляется много нарушений Конституции КР и процессуальных норм, на что судья снова не обращает должного внимания. Сам факт применения пыток очень трудно доказать, потому что нет свидетелей, «палачи в погонах» стараются не оставлять следов нанесения телесных повреждений, а если нет следов, то и пыток тоже не было. Жалобы на действия сотрудников подаются следователю, прокурору или суду (ст.128 УПК КР), а если бы при поступлении жалобы соответствующее должностное лицо, сработало быстро и четко, проведя освидетельствование и установив причинно-следственную связь появленияя телесных повреждений и момента задержания, то можно было бы доказать применение пыток, но, обычно жалоба доходит и до сотрудников, применявших пытки, и они еще больше начинают угрожать и пытать. Ведь при желании и усердии можно любого человека заставить признаться в том, чего он не делал. Есть и обратная сторона, когда преступники с целью избежать наказания жалуются, что в отношении них применялись пытки. Но, во всяком случае, закон должен быть превыше всего и применение пыток - это преступление за которое надо увольнять с работы и привлекать к уголовной ответственности.
В нашей сегодняшней реалии суд, почему-то, закрывает глаза на то, что сотрудниками правоохранительных органов нарушаются права гарантированные Конституцией КР и процессуальные нормы. Ведь если бы такое произошло в одной из цивилизованных стран, то суд признал бы нарушения закона и задержанный был бы на свободе (даже если он на самом деле виновен), а сотрудники правоохранительных органов получили бы по заслугам. Что мешает нашим судьям работать по закону: круговая порука с правоохранительными органами или давление со стороны? Работать по закону означает: задержанного с нарушением закона освободить, а в отношении сотрудников вынести частное определение о профессиональном соответствии (по ст. 19 УПК КР). Оперативный сотрудник-следователь-прокурор-суд - цепочка нашего следствия и правосудия, выстроенная годами. Но если первые - представители исполнительной власти, то судья - представитель судебной ветви власти. И по закону он независим ни от кого, а в жизни, на самом деле, зависит от многих и многого. Была надежда на судебную реформу, что благодаря ей придут истинно независимые судьи и наконец-то, заработает закон для всех одинаково, но...
P.S. Уважаемые судьи! Настала пора работать только по закону! Попытайтесь, ведь попытка не пытка!