Конституция Кыргызской Республики в ст. 98 устанавливает, что бюджет судебной системы формируется судебной властью самостоятельно и по согласованию с исполнительной и законодательной ветвями власти, включается в республиканский бюджет.
При составлении Закона «О республиканском бюджете за 2012 г. и прогнозе на 2013-2014 гг. » реалии показали, что судебная система все еще продолжает оставаться зависимой от других ветвей власти и одним из самых главных причин данного положения является недостаточное финансирование судебной системы.
Судебный департамент КР направил в Правительство КР смету расходов на сумму 570346,7 тыс. сом. Постановлением Правительства КР №54 от 25.01.2012г. был утвержден бюджет Судебного департамента в размере 318523,3 тыс. сом, что меньше от заявленного бюджета на 44%, а от бюджета прошлого года (2011 год) на 20%. В соответствии со статьей 40 Закона «Об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике» при формировании бюджета на соответствующий год объем расходной части бюджета судебной системы может быть ниже утвержденных показателей предыдущего года только с согласия Совета судей Кыргызской Республики. Несмотря на возражения со стороны Совета судей КР бюджет судебной системы, в части бюджетных расходов Судебного департамента был снижен правительством на 20%, тем самым было нарушено действующее законодательство КР (см. таблицу 1).
В утвержденном бюджете не были учтены такие статьи расходов как: служебные поездки и приобретение прочих услуг. Как можно представить работу любого суда без внутреннего документооборота, без бумаги для распечатки судебных решений и протоколов, без возможности отправлять извещения в суд сторонам судебного процесса? Эту возможность нам предоставило Министерство финансов КР
Таблица 1. Сравнительная таблица бюджета Судебного департамента
тыс. сом
Наименование статей расходов |
Бюджет Судебного департамента за 2011 г. |
Заявка Судебного департамента на 2012 г. |
Утвержденный бюджет Пост. ПКР № 54 от 25.01.2012 г. |
Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Республиканский бюджет на 2012 г.» |
Заработная плата |
244730,6 |
266276,8 |
244730,6 |
|
Отчисления в Соцфонд |
36709,5 |
45932,8 |
41781,3 |
|
Служебные поездки |
2921,2 |
6168,6 |
0,0 |
2316,9 |
Коммунальные услуги |
22685,1 |
22318,7 |
21401,7 |
9170 |
Арендная плата |
6921,3 |
7182,0 |
7182,0 |
|
Транспортные расходы |
5626,1 |
9088,0 |
3427,7 |
2232,6 |
Приобретение прочих услуг |
8113,2 |
17386,2 |
0 |
8386,2 |
Пособие по соцпомощи |
1238,0 |
|
|
|
Пособие по соцпом. населению |
4205,0 |
|
|
3506,8 |
Здания и сооружения |
46470,1 |
169708,6 |
0 |
11961,1 |
Всего |
401620,1 |
57034,7 |
318523,3 |
29320,6 |
В Законе КР «О внесении изменений и дополнений в Республиканский бюджет на 2012 год» правительство учло свою ошибку совершенную ранее повысив расходную часть Судебного департамента на 29320,6 тыс. сом (см. таблицу 2). Но, по данной таблице видно, что в первое полугодие 2012 года местные суды функционировали без необходимых статей расходов отмеченных ранее, тем самым поставив в сложное положение Судебный департамент, который должен был изыскивать средства, удерживая часть финансирования из других статей бюджета.
Таблица 2: Закон КР «О внесении изменений и дополнений в Республиканский бюджет КР на 2012 год»
тыс. сом
Наименование статей расходов |
Год |
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
4 квартал |
Служебные поездки |
2316,9 |
0,0 |
0,0 |
1506,0 |
810,9 |
Коммунальные услуги |
917,0 |
0,0 |
0,0 |
596,0 |
321,0 |
Транспортные услуги |
2232,6 |
0,0 |
0,0 |
1451,2 |
781,4 |
Приобретение прочих услуг |
8386,2 |
0,0 |
0,0 |
5451,0 |
2935,2 |
Пособие по соцпомощи населению |
3506,8 |
0,0 |
0,0 |
3506,8 |
0,0 |
Здания и сооружения |
11961,1 |
0,0 |
0,0 |
7774,7 |
4186,4 |
Всего |
29320,6 |
0,0 |
0,0 |
20285,7 |
9034,9 |
Для исключения возможности манипулирования деятельностью судебной системы, Судебный департамент предложил изменить порядок открытия финансирования судебной системы. Это вопрос однократного открытия финансирования на весь год с определением всех статей бюджета судебной системы как защищенными и предусмотреть заслушивание по инициативе Совета судей КР не менее одного раза в полугодие на заседаниях комитетов Жогорку Кенеша КР и отчета Министерства финансов КР об исполнении бюджета судебной системы, для предотвращения риска несвоевременного финансирования судебной системы. Данные предложения были включены в 4 раздел Указа Президента КР «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике».
P.S. Министерство финансов КР сокращая необходимые для судебной системы объемы финансирования ставит судебную систему в зависимое положение. В связи с этим возникает вопрос, почему отдельная ветвь власти должна зависеть от другой ветви (Министерство финансов КР), тогда как Конституция КР и Закон КР «Об основных принципах бюджетного права в КР» отмечают независимость судебной системы при формировании собственного бюджета?