Во время мониторинга 2 тура наблюдатели услышали множество «странных» вопросов заданных членами Совета по отбору судей, и не менее шокирующие ответы кандидатов.
К примеру, вопрос членов Совета по отбору судей: «Назовите три слабые стороны вашего характера?»
Судья Оморова М.М.: сострадание, сочувствие и чрезмерное доверие к людям, также кандидат добавила, что до сих пор эти недостатки она не может преодолеть.
Также, ей был задан вопрос: есть ли разница между «беспристрастностью» и «равнодушием»? На что кандидат ответила, что судья не должен быть равнодушным, он должен сопереживать. На вопрос «Оказали ли вы содействие в том, что ваша дочь стала судьей?», она ответила, что была против того, что ее дети вообще были юристами. В своих ответах Оморова М. также отметила, что за все 17 лет ее судейской деятельности, ни одно решение не было вынесено под давлением.
С другой стороны, поражает вопрос членов Совета, который они частенько задают кандидатам по категории «Познавательные способности»: «Назовите 3 главные обязанности помощника судьи?». Каким образом этот вопрос раскрывает уровень познавательных способностей кандидата? Оценивается, знает ли кандидат, чем должен заниматься его помощник???
И, что характерно, некоторые кандидаты на должность судьи Верховного суда не могут полностью ответить на данный вопрос, давая лишь небольшие комментарии и указывая на то, что помощник должен писать часть решения…
Или, к примеру, вопрос члена Совета Жупуевой А.кандидату Сариеву А. «Обладаете ли вы чувством социальной и моральной ответственности?» Неужели члены Совета настолько наивны, чтобы предполагать, что даже если кандидат и близко не знает что такое «моральная и социальная ответственность», он в этом признается? Или, это вопрос-для-вопроса, т.е. с целью лишь бы задать какой-нибудь вопрос, и неважно какой?
На вопрос «Приходилось ли вам говорить неправду в процессе профессиональной деятельности?», кандидат Рыбалкина А.Д. честно призналась, что да, приходилось, и пояснила, что когда секретарь опаздывала на работу, как раз была проверка и ей пришлось сказать начальству неправду, чтобы «прикрыть» секретаря. Другие же кандидаты открещивались от этого вопроса, утверждая, что за все годы своей судейской карьеры им ни разу не пришлось взять на душу такой грех, как говорить неправду.
Интересен факт: на вопрос, «Каким образом вы повышаете свою профессиональную квалификацию?» Кандидат ответил: «Готовясь к конкурсу, я вспомнил многое что забыл». И об этом говорят судьи, претендующие на должность судьи Верховного суда!!!
Интересным вопросом на определение профессионально важных качеств был вопрос по категории «Личностная зрелость»: «Оказываете ли вы благотворительную помощь?» Интересно, как по ответу «Да» или «Нет» можно определить личностную зрелость кандидата?!
На вопрос «Каким образом можно искоренить коррупцию в судебной системе», некоторые кандидаты отвечали «Путем самоочищения, компетентности…», фактически признаваясь в «нечистоплотности» в своей деятельности. Интересно, будут ли кандидаты прошедшие конкурсный отбор «самоочищаться»?? Другие кандидаты на этот вопрос отвечали «Повышать уровень правосознания, укрепить независимость судей и усилить веру в верховенство закона».
Давайте посмотрим на категории по определению профессионально-важных качеств и примерные вопросы и ответы кандидатов. Интересно, то ли члены Совета не умеют задавать вопросы, или кандидаты то не расслышат, то не поймут вопроса, и начинается недопонимание, на что никто не обращает внимание, единственно, каждый член Совета делает для себя вывод и качает головой «Ой, что он говорит?», хотя изначально вопрос был поставлен некорректно!
По категории «Работоспособность» члены Совета задавали интересный вопрос «Знаете ли Вы что такое биоритмы и биологические часы, используете ли вы их в своей деятельности», хотя по данному критерию оценивается устойчивость к физическим и психологическим нагрузкам. Ответы кандидатов могут быть разными, например «Да, знаю» и на этом ответ заканчивался, или «Я жаворонок, моя работоспособность усиливается в первой половине дня» и т.д.
P.S. Совету по отбору судей еще предстоит провести отбор в Конституционную палату и в местные суды. Надеемся, что Совет прислушается к наблюдениям и замечаниям общественности.