В Общественную приемную Гражданского совета обратился Акылов Н. К., который жалуется как на систему правосудия в целом, работу правоохранительных органов КР, так и в частности на решение судьи Ленинского районного суда Бранчаевой С.И.
Суть дела: 26 февраля 2010 года работники прокуратуры Ленинского района г. Бишкек возбудили уголовное дело в отношении Акылова Н.К. по сфабрикованному делу. Акылов продавал собственное имущество и в результате действий мошенников стал сам подследственным и осужденным. С сентября по декабрь 2009 года покупатель имущества Cоодалиев Б. вносил деньги частями по договору о продаже жилого дома в рассрочку (стоимость дома в договоре оговорена - 170 000 долларов США). За указанный период Соодалиев Б. выплатил 150 000 долларов США. Остаток задолженности на декабрь 2009 года составлял 20 000 долларов США. Срок уплаты долга наступал 30 июня 2010 года, так как указанный дом находился в залоге в банке КИКБ, на остаток суммы Акылов должен был выписать доверенность для обслуживания кредита, погашения его в июне 2010 года и оформления дома в Госрегистре после снятия запрета банка на отчуждение.
Соодалиев Б. отказался от погашения остатка кредита и Акылов выставил объявление на продажу дома и уведомил Соодалиева Б. о его готовности возврата ранее полученной суммы в полном объеме. Однако от получения своих денег Соодалиев Б. отказался. 24 февраля 2010 года по объявлению о продаже дома приехала Аскар кызы Жанара с мужем, которая заявила о том, что у нее на счету в Халык банке есть сумма в 180 000 долларов США. Она намерена была купить дом за 175 600 долларов США и оставила задаток в сумме 200 долларов США. На следующий день Соодалиев Б. с семьей и Аскар к. Ж. «случайно» встретились в доме Акылова Н. и показательно «выясняли» отношения, кто именно приобретет дом. Через час после этого, по телефонному вызову Аскар к. Ж. приехали четверо оперативников ГОМ-3 Ленинского УВД, вломились в дом, скрутив руки Кыдыралиеву А. (родственник Акылова) и увезли в здание милиции. В милиции оформили задержание, взяли объяснительные и посоветовали «по-хорошему» отдать 400 долларов США Аскар к. Ж. На заявление о том, что спор между заявителями и Акыловым Н. носит гражданско-правовой характер и лицо, отказавшееся от сделки согласно ст. 355 ГК КР оставляет задаток у продавца, оперативные сотрудники ГОМ-3 пригрозили возбуждением уголовного дела. После разговора с милиционерами Акылов Н. отдал 400 долларов США. Получив деньги, Аскар к. Ж. сказала Акылову Н., что она родом из Сузакского района Джалал Абадской области, ее братья работают в милиции и она может решить любой вопрос, связанный с милицией. Находясь в здании ГОМ-3, она разговаривала со всеми милиционерами как старая знакомая и звонила следователю Балтабаеву Д., который пришел на работу после 22.00. При написании объяснительных он периодически выносил бумаги и консультировал «потерпевших». В объяснительных потерпевшие указывают друг друга как некие Соодалиев Б. и Аскар к. Ж. Однако, Акылову стало известно, что потерпевшие пришли к домой к нему, заранее сговорившись между собой и милицейскими работниками.
28 февраля 2010 года Ленинским УВД г. Бишкек Акылов Н. был задержан и водворен в ИВС. «Начальник СО Ленинского УВД Исакбаева Ж.К. в момент задержания разговаривала со мной грубо и была на стороне так называемых «потерпевших»» - возмущается Акылов Н.
«28 февраля 2010 года прокуратура Ленинского района выдала санкцию на мой арест сроком на 2 месяца. В период нахождения в ИВС меня неоднократно вывозили на допрос к следователю Балтабаеву Д., который уговаривал меня подписать договор купли-продажи в Госрегистре с Соодалиевым Б. после которого он будет ходатайствовать об освобождении меня из под стражи. 4 марта 2010 года меня вывезли в наручниках в Госрегистр и под угрозой заставили подписать договор купли-продажи. При этом Балтабаев Д. был с пистолетом, видимо для устрашения» - заверяет Акылов Н.
Ход судебного разбирательства:
7 марта 2010 года в суде Ленинского района при рассмотрении ходатайства адвоката об изменении меры пресечения, следователь Балтабаев Д. и представитель Ленинской прокуратуры Молдотаев Н. просили продлить срок ареста, несмотря на обещания об освобождении.
Ленинский районный суд, принимая во внимание ходатайство адвоката и работу Акылова Н. в ОАО «Северэлектро», наличие 4-х детей, из них 3-е несовершеннолетних, изменил меру пресечения на домашний арест. Во время нахождения в ИВС Акылов испытывал серьезные сердечные боли и после освобождения был госпитализирован в Институт кардиологии.
Уголовное дело рассматривала судья Бранчаева С.И. с марта 2010 года до марта 2011 года. «В течение этого года, несмотря на то, что в деле имелись и встречные заявления от «потерпевших» и показания, что я не собирался скрываться, работал в крупной энергетической компании «Северэлектро» председателем ревизионной комиссии, имел на иждивении больную 78-летнюю мать и четверых детей, а также предлагал получить обратно всю сумму в полном объеме, меня подвергли жесточайшему прессингу» - говорит заявитель. «Хотя изначально данное дело в соответствии с действующим законодательством имело гражданско-правовой характер, следовательно, налицо превышение и злоупотребление должностными полномочиями, а может и сговор представителей милиции, прокуратуры и суда» - вопрошает Акылов.
Судом установлено, что за продажу дома Акыловым недополучено 20 000 долларов США, тем не менее, Акылову неоднократно поясняли для устрашения, что могут изменить меру пресечения.
Так уголовное дело по обвинению Акылова Н. К. в совершении преступления предусмотренного пунктами 2,3 части 2 ст.166 УК КР производством прекращено в связи с отказом потерпевших от поддержания частно-публичного обвинения. Таким образом, он становиться судимым только потому, что некие люди отказались доплатить положенные ему 20000 долларов и у них была поддержка в правоохранительных и судебных органах.
Акылов Н. обратился в Генеральную прокуратуру, которая его заявление направила в Городскую прокуратуру, а те в свою очередь направили в прокуратуру Ленинского района города Бишкек. 9 июля 2012 года прокуратура Ленинского района в лице прокурора Маженова Р.С. отписалась, обосновав свой отказ тем, что решение суда о прекращении дела на основании ст. 28 ч.1 п.12 УПК КР не было Акыловым обжаловано в апелляционном порядке и порекомендовали обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
P.S. Как обычному человеку защитить себя от беспредела в правоохранительных и судебных органах???