Участники:
· Рита Карасартова,
Координатор Гражданского совета по контролю судебной системы, директор ОО «Института общественного анализа»
· Джумабеков Джылкыайдар, ОО «Защита прав пайщиков и потребительских кооператоров»
· Давлетбаев Жанабиль, ОО «Институт Общественного анализа»
Формирование судебного корпуса Кыргызской Республики началось по новым правилам, при которых роль Совета по отбору судей (СОС) сведена к минимуму, но и ответственность за качество отбора теперь несут также Президент и Жогорку Кенеш. Перечень лиц, которые могли бы претендовать на должность судьи Верховного суда, не расширен и ограничен только самими судьями.
Не были законодательно продлены сжатые сроки отбора, процесс отбора начался в летний период, когда многие СМИ в отпуске, гражданская активность значительно снижена, а Жогорку Кенеш на каникулах, что в итоге усиливает коррупционные влияния на СОС.
Концепция судебной реформы, наметившая позитивные изменения в судоустройстве, судопроизводстве и процессе отбора судей по неизвестным причинам до сих пор не принята государственной властью в качестве плана дальнейших преобразований.
Финансирование деятельности СОС не налажено со ссылкой на его общественный статус. Но надо учитывать, что первый отбор судей имеет исторический характер, так как все судейские места объявлены вакантными. Огромный объем работы для членов СОС и отсутствие финансирования их деятельности способствует коррупционным влияниям на членов СОС.
Из 92 претендентов, которые подавали документы, 16 - отозвали свою кандидатуру по собственному желанию, 4 - не прошли во второй тур по результатам документальной проверки и по показателям безупречности. Особый резонанс вызвало рассмотрение таких кандидатур, которые имели в своем послужном списке решение Совета Судей и основанный на данном решении Указ главы государства о досрочном освобождении в связи с небезупречностью. Внушает сомнения эффективность проверки имущественного состояния кандидатов на основании одной декларации, которую предоставляет Государственная Налоговая Служба (ГНС). Для изыскания незаконно нажитого имущества кандидатов необходима комплексная проверка с участием ГНС, Социального фонда, Государственного регистра, Государственной Автоинспекции и Министерства Юстиции КР с распространением проверки на родственников кандидата.
Таким образом, во второй тур прошли 72 кандидата. На следующем этапе кандидаты должны будут написать сочинение на правовую тему, презентовать его устно, ответить на вопросы по праву и далее Совет по отбору судей должен оценить кандидатов на психологическую устойчивость, беспристрастность и честность. Однако учебная аудитория предоставленная властями для проведения отбора не оснащена компьютерами и нет какой-либо заинтересованности со стороны Совета по отбору судей в решении этого вопроса на государственном уровне. Внедрение автоматизации могло бы свести коррупционную составляющую к минимуму. Внушает опасения низкий проходной балл для прохождения на этап голосования. При максимально возможных 70 баллов, к участию в голосовании допускаются кандидаты, набравшие 35 баллов.
Адрес: город Бишкек, проспект Манаса 16 (пересекает Московская), ком. 102, тел. (0312) 316232, Email: koom.kg@gmail.com Веб сайт www.koom.kg