Бишкек (АКИpress) - Эксперт по парламентаризму, бывший спикер Жогорку Кенеша профессор Зайнидин Курманов прокомментировал АКИpress требование некоторых депутатов Жогорку Кенеша возвратиться к прежнему порядку голосования сразу же после обсуждения законопроекта.
По его словам, такое правило было распространено в советское время. Законопроект, подготовленный в недрах КПСС или по его поручению, выносился на обсуждение депутатов. Прений, как правило, не было. И сразу переходили к голосованию. Ответственность за все полностью брала на себя правящая коммунистическая партия, как коллективный разум государства.
«За тебя уже подумали, только поднимай руки, - таковы были правила в советском верховном совете, где не было депутатов-законодателей, а были лишь депутаты-доставалы. Общим законодателем было Политбюро и Генеральный секретарь», - рассказывает Курманов.
Он отметил, что сейчас ситуация меняется, хотя все еще сильно мешают стереотипы. Появился профессионально работающий парламент, депутаты-законодатели. Законодательная работа стала важной частью работы Жогорку Кенеша, который теперь персонально несет всю ответственность за качество принятых законов, за их эффективность и приносимую пользу или вред.
При этом, как отмечает Курманов, одна из особенностей Кыргызстана, как развивающейся страны, — это слабое законодательство, которое не способно защитить своих граждан от несправедливости, коррупции, бюрократизма, чиновничьего произвола, криминалитете и т.п. Путаные, откровенно коррупционные и несправедливые, плохо продуманные и изложенные стилистически, логически слабосвязанные между собой и непоследовательные законы усугубляют ситуацию. Поэтому в демократических странах существует правило нескольких чтений законопроектов, в частности 3-х чтений. Такое новое требование содержится и в Конституции КР. И новый регламент ЖК реализует эту норму, расписывает процедуры, связанные с введением и использованием современной технологии принятия законов. К этому кыргызский парламентаризм, преодолевая советское наследие и наплевательское отношение к законопроектной работе, шел 20 лет. И вот, когда Регламент принят, опять звучат призывы к изменению процедуры.
Говоря о том, в чем преимущества новой процедуры принятия законов, эксперт подчеркнул, что нельзя гнаться за количеством принятых законов. «Это не критерий хорошей работы. Законы пишутся для людей, а не для чиновников. Поэтому важно эту работу тщательно организовать, оповестить население о грядущих изменениях, узнать мнение экспертов, просчитать последствия принятых решений. А это требует неторопливости, широкой коллегиальности, вовлеченности общества в этот процесс», - добавил он.
«Первое чтение – это обсуждение концепции законопроекта и решение вопроса – нужен или не нужен этот закон. Второе чтение – обсуждение по существу с внесением дополнений и изменений. Третье чтение – это голосование за законопроект. Перед депутатом лежит окончательный текст законопроекта. Нельзя уже добавить ни слова, даже точку с запятой. И в таком виде он должен быть подписан и опубликован в печати. Между каждым чтением отводится определенное время – у нас 10 дней. Это нужно для проведения экспертизы, чтобы отсеять ненужное, вредное, глупое. Чтобы услышать мнение людей, заинтересованных в принятии данного законопроекта», - говорит З.Курманов.