Исследование вопроса арестов за правонарушения в Кыргызской Республике

добавлен 01 декабря 2022 13:37
просмотров 1370

 

 

Данное исследование проводится в рамках большой работы по изучению реализации права на свободу мирных собраний с точки зрения законодательства, правоприменительной практики и ее соответствие Конституции Кыргызской Республики.

Конституция Кыргызской Республики гарантирует каждому гражданину право на мирные собрания, но данное право в КР ограничиваются государственными органами и узаканиваются судебными решениями. Отстаивая свое конституционное право на мирные собрания, граждане подвергаются гонениям и аресту. Несмотря на то, что Конституция КР дает право на обжалование любого судебного акта в вышестоящий суд, судебная практика показала что в Кодексе КР о правонарушениях, указано, что постановление суда об аресте приводится в исполнение незамедлительно после его вынесения, что противоречит Конституции КР.

В последнее время в Кыргызской Республике создается неблагоприятная среда для  реализации гражданами права на  свободу мирных собраний. Решением Первомайского районного суда г. Бишкек с 11 марта 2022 г. по 11 апреля 2022 года  было запрещено проводить митинги перед зданием посольства России в Бишкеке, перед зданиями Жогорку Кенеша КР и аппарата Президента КР, и на центральной площади Ала-Тоо[1].  Решением Первомайского районного суда г.Бишкек  с 1 апреля 2022 г. по 1 июля 2022 г. запрещено на территории Первомайского района г. Бишкек  проведение всех видов мирных собраний, митингов и акций по вопросу российско-украинского вооруженного конфликта[2]. По сей день действует запрет на проведение мирных акций и собраний (запрет продлевался с 1 июля по 1 сентября и недавно с 1 сентября по 1 декабря)[3] на площади Ало-Тоо, Администрации Президента,  Жогорку Кенеша, ГКНБ, посольства Российской Федерации.

Решение суда об ограничении проведении мирных собраний нарушает Конституционное право на свободу мирных собраний и правозащитники (Азиза Абдирасулова, Ондуруш Токтонасыров, Динара Ошурахунова, Рита Карасартова) решили показать что Конституционное право выше и 17.03.2022 года вышли на мирный митинг перед Российским посольством https://www.facebook.com/1582246678/videos/1026038348013704/
Сотрудники правоохранительных органов попросили митингующих уйти. На что правозащитники потребовали предоставить официальное предостережение. После чего правоохранители задержали участников митинга и доставили в УВД Первомайского района, предъявив им обвинение в мелком хулиганстве ст.126 и неподчинение законным требованиям сотрудников милиции ст.128 Кодекс КР о правонарушениях.

24 марта 2022 года, судья Первомайского районного суда Бишкека У. А. Сатимкулов признал адвоката Токтакунова Н. А. виновным в совершении "мелкого хулиганства" (ст. 126 Кодекса КР о правонарушениях) и постановил арестовать на пять суток. Токтакунов Н. А. и его защитники обратились с апелляционной жалобой в Бишкекский городской суд. 

25 марта 2022 года сотрудники правоохранительных органов рано утром задержали Токтакунова Н. А., ссылаясь на постановление Первомайского районного суда г. Бишкек о его аресте на пять суток.

       Конституция Кыргызской Республики гарантирует каждому гражданину право на обжалование судебного акта в вышестоящий суд, однако, как показала  судебная практика в Кодексе Кыргызской Республики о правонарушениях, указано, что постановление суда об аресте приводится в исполнение незамедлительно после его вынесения. С этим нарушением права на обжалование судебного акта уже столкнулся адвокат и правозащитник, который провел в изоляторе временного содержания 5 суток, несмотря на то, что судебный акт был обжалован. Важно отметить, что данная норма закона была введена в 2021 г. и обязанность содержания под арестом возложена на Министерство внутренних дел КР, которое должным образом не подготовили условия для содержания арестантов. В изоляторе нет необходимых условий для  обеспечения сна и отдыха, поддержания  здоровья и гигиены, питания. Так, государство, лишает гражданина  возможности воспользоваться правом на судебную защиту. Это создает угрозу гражданам  для реализации права на свободу мирных собраний, так как митингующих задерживают и вменяют им статьи Кодекса КР  о правонарушениях  по которым  предусмотрен арест.

История вопроса: До введения в действие в 2019 году  Кодекса КР о Нарушениях (от 13 апреля 2017 года № 58) в стране административные взыскания за совершение административного правонарушения в числе которых были и аресты, регулировались  Кодексом  КР об административной ответственности[4]. Как видно из документа, порядка 20 статей Кодекса, предусматривали взыскание в виде ареста в основном до 5 суток, и по некоторым статьям до 7 суток ареста.

В 2014 году правозащитники проанализировали эту категорию дел[5], выявили ряд нарушений несоответствия международным стандартам содержания граждан под арестом и на различных площадках требовали гуманизацию законодательства и приведения ее к   международным стандартам защиты прав человека.

В результате судебно-правовой реформы в 2017 году был принят пакет НПА, куда вошел новый Кодекс о нарушениях, в котором исключили такой вид административной ответственности как арест, оставив только предупреждение и штраф[6].

В связи с принятием новой Конституции, была проведена инвентаризация НПА[7] и приведение законов в соответствие с новой Конституцией. Так в рамках этой деятельности был принят пакет НПА, в числе которых был Кодекс КР о правонарушениях, в который вернули такой вид взыскания как арест. Разработчиком кодеса выступила Генеральная прокуратура, которая в справке обосновании аргументировала возвращение ареста как  “противодействие семейному насилию. Например, в 2020 году число зарегистрированных фактов семейного насилия составило 9170. В соответствии со статьей 75 действующего на сегодняшний день Кодекса КР о проступках, за совершение семейного насилия предусматриваются наказания в виде штрафа, исправительных работ или привлечения к общественным работам, однако несмотря на то, что насильник может представлять угрозу жизни и здоровью других членов семьи, закон не позволяет изолировать его в кратчайшие сроки. В связи с чем, сотрудники правоохранительных органов, выезжающие на вызовы по фактам семейного насилия, не могут принять меры в отношении насильников, что не позволяет в полной мере защитить в полном объеме права пострадавших от насилия лиц[8]”. Таким образом, ссылаясь на осуществление полноценной и эффективной профилактики семейного насилия, пресечения таких фактов в законодательство было возвращено такое взыскание как арест[9]. Согласно Кодекса КР о правонарушениях в девяти статьях предусмотрено взыскание в виде ареста[10].

Из девяти статей, где предусмотрен арест, наиболее распространенным, который могут применить чаще всего является Статья 126. Мелкое хулиганство

 “Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань (в том числе ругательство) в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и иные действия (справление естественных нужд в неустановленных местах, умышленная порча имущества в незначительном размере, проявление агрессии и т.д.), нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, – влекут наложение штрафа на физических лиц в размере 55 расчетных показателей либо привлечение к общественным работам на срок от 30 до 40 часов, либо применение ареста от трех до пяти суток”.

При задержании на мирных собраниях можно привлечь за неповиновение требованиям сотрудников милиции, по которой человека могут задержать на 3 часа. Для устрашения митингующих и применение жестких мер, сотрудники милиции дополнительно заполняют протокола по мелкому хулиганству, так как по  ней предусмотрена ответственность в виде ареста.

С точки зрения мониторинга, дел о правонарушениях (где предусмотрен арест) их весьма сложно отследить, так как они рассматриваются стремительно, сотрудники милиции должны доставить задержанного в суд в день составления протокола о правонарушении, не позднее 48 часов с момента задержания[11].

Протокола о правонарушении составляются как под копирку, где сотрудники милиции не утруждают себя описанием момента совершения правонарушения, а просто переписывают диспозицию статьи 126 Кодекса о правонарушениях.

Так, при задержании правозащитницы Динары Ошурахуновой, в ходе судебного разбирательства выясняли доказательства того что она выражалась нецензурной бранью, где она могла справлять естественную нужду. Оказалось, что многие сотрудники уполномоченного органа не утруждают себя четко описывать действия, которые они считают подпадающими под статью “Хулиганство”, а просто переписывают полностью диспозицию нормы.

Так, 15 сентября 2022 года, сотрудники Первомайского РУВД осуществили рейд и задержали более 30 граждан без определенного места жительства и привезли их в Первомайский суд города Бишкек. Среди задержанных был молодой человек, опрятно одетый. Мониторинг его задержания показал, что в протоколе сотрудники милиции просто скопировали статью 126 Хулига нство, Кодекса о правонарушениях. По каждому пункту задержанный свидетельствовал, что не выражался нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительно не приставал к гражданам, не справлял естественную нужду в неустановленных местах, умышленно не портил имущество, а просто спал в парке из-за отсутствия места жительства. Из-за отсутствия в его действиях события и состава правонарушения, дело было прекращено и парень отпущен на свободу из зала суда. Всем остальным задержанным в тот день гражданам без определенного места жительства (БОМЖам) было вынесено постановление о привлечении их к ответственности в виде ареста на 3 суток. Непонятен мотив таких действий, может и поднять статистику по правонарушениям, но в суде сотрудники составившие протокола говорили что задержанные матерились в парке, спражняли нужду, распивали алкогольные напитки.

В таких делах прокуратура слабо реагирует и не просит суд вынести частное определение в отношении сотрудников милиции, которые не законно задержали граждан. Судья также в таких делах ограничивается устным замечанием, в то время как частные определения в отношении нерадивых сотрудников привели бы к повышению качества и соблюдению законности.

Так на запрос о созданных условиях для отбывания ареста за совершение правонарушения, Служба общественной безопасности при МВД КР ответило: по Республике созданы 2 спецприемника (в городе Бишкек и Ош), а также 73 помещения при дежурных частях. Также из ответа следует что только за первое полугодие 2022 года содержалось  134 правонарушителя, из которых 124 в Бишкеке и 10 в городе Ош. В помещениях при дежурных частях территориальных подразделений ОВД республики содержалось 408 правонарушителей (ссылку на документ).

На запрос в Министерство финансов КР об объеме средств выделяемых для создания и функционирования специальных приемников ОВД КР и помещений при дежурных частях, а также какую сумму составляет содержание одного задержанного в сутки и сколько средств выделено на эти нужды, был получен ответ, что в соответствии с законодательством КР бюджет органов ВД КР является информацией секретного характера и они не могут предоставить такую информацию (ссылка на док).

 

Анализ законодательства регулирующего правонарушение в виде ареста

     Так введенный в действие 1.12.2021 года Кодекс КР о правонарушениях, показал наличие противоречий внутри самого Кодекса и несоответствие действующей Конституции КР, которая гарантирует каждому гражданину право на обжалование судебного акта в вышестоящий суд. Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 года № 128 принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 22 сентября 2021 года в соответствии с порядком, установленным законодательством, опубликован в газете «Эркин Тоо» 16 ноября 2021 года № 122-123, введен в действие с 1 декабря 2021 года в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 28 октября 2021 года № 126, опубликованным в газете «Эркин Тоо» 16 ноября 2021 года № 122-133 (3-4), внесен в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики и является действующим.

В части 6 статьи 539 Кодекса предусмотрено: "Постановление по делу о правонарушении вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, если оно не было обжаловано". То есть законодатель установил момент вступления судебного акта в законную силу по истечении срока на обжалование и предусмотрел в части 3 статьи 547 Кодекса порядок и срок обжалования постановления по делу о правонарушении: "Постановление суда, принятое по подведомственным непосредственно суду правонарушениям, предусмотренным статьей 454 настоящего Кодекса, может быть обжаловано в апелляционном порядке в областные и приравненные к ним суды в течение десяти дней со дня вручения копии постановления."

Право обжалования постановления суда по делу о правонарушении, принятое по подведомственным непосредственно суду правонарушениям есть у лица, привлеченного к взысканию независимо от того, что воспользуется он этим правом или нет. Значит момент вступления в законную силу постановления, законодателем определен в течение десяти дней со дня вручения копии постановления. Согласно части 2 статьи 555 Кодекса,  постановление о наложении  взыскания подлежит исполнению с момента вступления его в законную силу.

Однако законодатель, устанавливая, что постановление суда об аресте приводится в исполнение немедленно после его вынесения, не учел, что эта норма не только входит в противоречие с вышеуказанными нормами Кодекса, но и перечеркивает гарантированное Конституцией КР право на обжалование и право на повторное рассмотрение дела вышестоящим судом.

Вышеуказанная норма противоречит следующим нормам Конституции КР:

Статья 23

5. Не подлежат никаким ограничениям установленные Конституцией права и свободы человека.

Статья 55

В Кыргызской Республике признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также вступившими в силу в установленном законодательством порядке международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика.

Статья 56

1. Государство обеспечивает права и свободы граждан в порядке, закрепленном Конституцией и законами.

2. В Кыргызской Республике не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.

Статья 58

4. Каждый осужденный имеет право на рассмотрение его дела вышестоящим судом в соответствии с законом.

Статья 61

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, предусмотренных Конституцией, законами, международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы, а также обеспечивать восстановление нарушенных прав всеми доступными способами, не запрещенными законом.

С этим нарушением права на обжалование судебного акта столкнулся адвокат и правозащитник, который провел в изоляторе временного содержания 5 суток, несмотря на то, что судебный акт был обжалован. Важно отметить, что данная норма закона была введена в 2021 г. и обязанность содержания под арестом возложена на Министерство внутренних дел КР, которое должным образом не подготовили условия для содержания арестантов. В изоляторе нет необходимых условий для  обеспечения сна и отдыха, поддержания  здоровья и гигиены, питания. Так, государство, лишает гражданина  возможности воспользоваться правом на судебную защиту.

Это создает угрозу гражданам  для реализации права на свободу мирных собраний, так как митингующих задерживают и вменяют им статьи Кодекса КР  о правонарушениях  по которым  предусмотрен арест.

 

 

 


[1] http://www.koom.kg/index.php?act=material&id=6178

[2] http://www.koom.kg/index.php?act=material&id=6184

[3] Данные решения находятся в руках у представителей местных администраций и не вывешены на портале ВС www.act.sot.kg

[4] https://docs.google.com/document/d/16JlSv-rIPra1mq2j1UloMrb9G7G6UthV/edit

[5] http://www.koom.kg/index.php?act=material&id=271

[6] http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/111565?cl=ru-ru

[8] Из справки обоснования к проекту Кодекса КР о правонарушениях.

[9] Введен в действие 1.12.2021 года в соответствии с Законом КР “о введении в действие УК КР, УПК КР, Кодекса КР о праонарушениях и внесение изменений в некоторые законодательные акты КР” от 28.10.2021 года, №126.

[10] https://docs.google.com/document/d/1zUIyGiYID6ymODJd9QAdFuOSrYJXah4B/edit

[11] Ст.535 Кодекса КР О правонарушениях в редакции 22.09.2021 года.

Данное мероприятие/данная публикация было/была профинансировано/а Посольством США в Кыргызской Республике в рамках проекта “Расширяя гражданское пространство вместе”, реализуемого Ассоциацией Смарт Жаран. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнение авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США и Ассоциации Смарт Жаран».