О ПРАВЕ НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

добавлен 29 мая 2012 10:51
просмотров 2317

 

 

В приложении можете скачать бланк запроса.

По материалам пособия по граждан­скому контролю и восстановлению законности "Гражданское участие в государственных делах". Токтакунов Н.А. - Б.: 2012. – С. 13 - 19. 

Конституция Кыргызской Республики. Статья 33.

«1. Каждый имеет право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом.

Каждый имеет право на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе.

Каждый имеет право на получение информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, юридических лиц с участием государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, финансируемых из республиканского и местных бюджетов.

Каждому гарантируется доступ к информации, находя­щейся в ведении государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Порядок предостав­ления информации определяется законом.

Статья 52.

3. Граждане имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также получать информацию о фактически расходуемых средствах из бюджета.»

Право на доступ к информации — ключевое право, от реализации которого зависит реализация всех остальных прав и свобод и важнейший рычаг совершенствования государственного управления. Государственная система, в которой это право обеспечивается, обладает следующими преимуществами:

Осведомленность граждан о деятельности и политике государственной власти и предпосылках тех или иных решений расширяет общественную поддержку этих решений, снижает степень неудовлетворенности ими и количество связанных с этим конфликтов и недоразумений.

Жесткая предопределенность обнародования властных решений в большей степени мобилизует власти на поиск решений наиболее обоснованных, сбалансированных между различными интересами и мнениями и повышает степень доверия к власти.

При прозрачной государственной системе любой чиновник знает, насколько трудно скрыть от общественности различные нарушения, и это знание само по себе удерживает его от их совершения, а если не удерживает, инструменты доступа к информации позволяют более эффективно выявлять факты злоупотреблений и коррупции.

Свободное движение информации, не позволяя скрывать проблемы, вырабатывает в государственной системе качества гибкости и мобильности, способность к освоению новых путей и отражению новых угроз и тем самым стимулирует государственную систему к постоянному совершенствованию.

Если общество не знает, как осуществляется власть, тогда и власть не знает, что происходит в обществе. В такой ситуации бюрократический аппарат государства способен формировать настроения и предпочтения верховной власти, представляя не объективную информацию, а такую, как ей хотелось бы. В критической ситуации не информированная или дезинформированная власть действует неадекватно, а не информи­рованное или дезинформированное общество — благодатная почва для распространения в нем определенных настроений и мнений определенными группами в своих корпоративных интересах.

Закон КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления» гарантирует общедоступность информации, за исключением сведений, содержащих государственную тайну и конфиденциальную информацию. Допускается сокрытие некоторых сведений, распространение которых нанесет вред интересам безопасности общества или другим охраняемым интересам.

Для ответа на письменный запрос установлен двухнедельный срок. Этот срок может быть продлен, но не более чем на две недели, о чем доводится до сведения автора запроса, с указанием причин отсрочки.

Закон устанавливает следующие способы предоставления информации:

· Предоставление информации физическим и юридическим лицам на основании запроса.

·  Обязательства активного обнародования (обязательное обнародование определенных категорий информации, перечисленных в законе).

· Обеспечение непосредственного доступа к документам и материалам госорганов через фонды официальной информации, библиотечные фонды, базы данных.

· Обеспечение непосредственного доступа к открытым заседаниям госорганов.

Закон о доступе к информации во многом противоречив и нуждается в изменениях. Путаные формулировки ограничений в доступе к информации не способствуют большей прозрачности государственной системы. Гражданам при оценке обоснованности отказов в доступе к информации следует руководствоваться здравым смыслом и международным правом.

Право на доступ к информации - неотъемлемая составляющая права на свободное выражение своего мнения (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП).

Справедливо упоминая об особой «обязанности и ответственности» при использовании права «распространять всякого рода информации и идеи», допуская ограничения в интересах частной жизни, государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, МПГПП оговаривает, что ограничения «должны быть установлены законом и являться необходимыми». То есть доступ к информации может быть ограничен, если раскрытие этой информации повредит другим охраняемым интересам и если сокрытие этой информации не представляет более серьезную угрозу. Например, сведения о доходах какого-либо лица защищены законодательством о тайне частной жизни. Но если речь идет о доходах высшего должностного лица, эти сведения должны быть раскрыты, так как их сокрытие представляет для общества более серьезную угрозу, чем вред от раскрытия его частной информации. Ведь сокрытие в тайне доходов публичного политика, как правило, приводит к его незаконному обогащению в ущерб государственным интересам. Другой пример - разглашение сведений о бюджете различных спецслужб может угрожать интересам безопасности общества, так, по крайней мере, утверждают представители спецслужб. Но сокрытие этой информации создает основу для непропорционального расширения и усиления полицейских функций государства, что представляет для общества более серьезную угрозу, чем мнимые угрозы от раскрытия бюджета спецслужб.

Законы, устанавливающие ограничения в доступе к информации.

Правовые основы защиты государственных секретов (государствен­ная, военная, служебная тайна), коммерческой и банковской тайны определены соответствующими законами, а посягательство на них влечет уголовную ответственность:

-        незаконное получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну (ст.193 УК КР);

-        разглашение коммерческой и банковской тайны (ст.194 УК КР);

-        государственная измена (ст.292 УК КР);

-        шпионаж (ст.293 УК КР);

-        разглашение государственной тайны (ст.300 УК КР);

-        утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.301 УК КР);

-        передача или собирание с целью передачи иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну (ст.302 УК КР).

Гражданский кодекс Кыргызской Республики предусматривает право граждан на охрану тайны личной жизни (ст.20 ГК КР), а отдельные её виды, такие как врачебная тайна, тайна усыновления, тайна переписки, тайна телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений защищены также и уголовным законодательством:

-        нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.136 УК КР);

-        разглашение врачебной тайны (ст.145 УК КР);

-        разглашение тайны усыновления (ст.160 УК КР).

Законом также предусмотрена уголовная ответственность за посягательство на:

-        компьютерную информацию (ст.289 УК КР);

-        тайну следствия (ст.ЗЗЗ УК КР);

-        сведения о мерах безопасности, применяемые в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст.334 УК КР);

-      сведения о мерах безопасности, применяемые в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.344 УК КР).

Налоговое законодательство охраняет тайну сведений в отношении конкретных налогоплательщиков, которые стали известны работникам фискальных органов (ст.16 Налогового кодекса Кыргызской Республики)

Законы, предусматривающие ответственность за отказ в предоставлении информации.

Закон предусматривает уголовную ответственность и за отказ в предоставлении гражданину информации (ст.138 УК КР), и за сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.257 УК КР).

Административную ответственность могут повлечь за собой:

-       непредоставление или неопубликование сведений об итогах голосования или результатах выборов (ст.58 КАО КР);

-       ограничение прав граждан на ознакомление со списками избирателей (ст.59 КАО КР);

-      неопубликование председателем избирательной комиссии по проведению выборов (референдума) отчета о расходовании бюджетных средств (ст.60 КАО КР);

-       необоснованный отказ в предоставлении гражданину возможности ознакомлении с документами, затрагивающими его права и интересы (ст.63 КАО КР).

Рекомендации по истребованию информации

В правом верхнем углу листа напишите наименование госоргана, органа местного самоуправления, должностного лица, от которого вы хотите получить ответ. Чуть ниже укажите Ваши фамилию, имя и отчество (полностью), год рождения, место жительства. Если запрос осуществляется юридическим лицом, необходимо указать полное наименование, местонахождение органа управления, фамилию и должность лица, подписавшего запрос.

Озаглавьте Ваш документ «Запрос» и в начале текста укажите, что обращение подается на основании Закона «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления».

Если запрос подается от юридического лица, необходимо приложить копию свидетельства о регистрации юридического лица.

Изложите свой вопрос. Объяснять мотивы, по которым понадобилась информация необязательно. Но важно, чтобы формулировка предмета запроса, позволяла однозначно судить о том, какого рода информация требуется.

Правильно ставьте вопросы, для чего следует разбираться в особенностях затрагиваемой темы и, по возможности, использовать терминологию того ведомства, куда вы направляете запрос.

Если ваш запрос охватывает широкий круг сведений, требующий разбивки, например, по датам или по каким-то другим категориям, желательно узнать назначенного исполнителя и встретиться с ним для разъяснений.

Оговорите в тексте, что в случае отказа в предоставления запрошенных сведений, вы бы хотели получить разъяснения: относятся ли они к государственным секретам или к конфиденциальной информации и обосновать целесообразность и необходимость таких ограничений.

Автор запроса не обязан точно знать все реквизиты необходимых ему документов или материалов, но если он узнает их и укажет, это ускорит получение ответа.

Запрос о предоставлении информации может быть отправлен по почте, курьером, по электронным каналам связи или передан лично адресату. При отправке по почте, желательно воспользоваться услугами «заказной» почты, оформив специальное уведомление. Особо принципиальные запросы желательно направлять «ценным» письмом, заполнив специальный бланк описи предметов, вложенных в конверт (следует указать предмет запроса и количество листов запроса).

При личной передаче запроса, или через курьера, подготовьте копию запроса - в данной копии лицо, принявшее запрос должно поставить отметку о получении запроса с указанием данных лица, принявшего запрос, его подписи и телефона Общего отдела или Канцелярии. Позже по этому телефону можно уточнить данные лица, которому поручена подготовка ответа.

Если, по вашему мнению, запрошенные вами сведения не могут относиться к секретной или конфиденциальной информации, оспаривайте незаконное сокрытие госорганом информации в суде.

Система Orphus