Экспертной группой из числа работников прокуратуры, МВД, органов национальной безопасности, судейского корпуса, адвокатского сообщества, ученых-правоведов, общественных деятелей в настоящее время в актовом зале Национальной академии наук Кыргызской Республики проводится обсуждение вопроса о внесении изменений в ряд кодексов.
Адвокатское сообщество имеет некоторые замечания по статье 319 УК (Коррупция) и статье 62 УК (Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности уголовного преследования), о чем намерено поделиться с общественностью своим видением.
В действующем Уголовном кодексе Кыргызской Республики, на наш взгляд, существуют две большие основные проблемы, касающиеся применения её отдельных статей.
Первое — применение статьи 319 Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за коррупцию.
Рассмотрим признаки этого преступления, как это изложено в Уголовном кодексе.
Часть 1. Коррупция – это умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающие угрозу интересам общества или государства, —
наказывается лишением свободы V категории.
Часть 2. То же деяние, совершенное в интересах организованной преступной группы, преступной организации или повлекшее иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы VI категории.
Из описания этих признаков в диспозиции статьи видно, что это вовсе не описание конкретного преступления, а отражение целого общественного явления под названием — коррупция. Но задачей уголовного кодекса является не описание явлений, а изложение признаков конкретных деяний.
Так, например, коррупция проявляется в совершении конкретных должностных преступлений, таких как: “Злоупотребление должностным положением” (статья 320 УК); “Превышение должностных полномочий” (статья 321 УК); преступлений, связанными со взяточничеством (статьи 325-328 УК КР — дача взятки, получение взятки, вымогательство взятки, посредничество во взятке); а также “Служебный подлог” (статья 329 УК КР); заключение заведомо невыгодного контракта (статья 322), незаконное обогащение (323).
Это деяния, за совершение которых можно поймать за руку, или доказать свидетельскими показаниями, документами и иными материалами дела.
В настоящее же время эта статья – коррупция стала удобной для правоохранительных органов при расследовании уголовных дел.
Поскольку, она не требует доказательства конкретных деяний, таких как “злоупотребление полномочиями”, “превышение полномочий”, “дача или получение взятки”, прочих составов должностных преступлений и поэтому её проще всего использовать в качестве преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.
В настоящее время в рамках досудебного производства правоохранительными органами возбуждены многочисленные уголовные дела по признакам статьи 319 УК Кыргызской Республики. К таким видам коррупции следователи относят: присвоение, хищение, захват зданий, незаконное освобождение, вынесение заведомо неправосудного судебного акта, вымогательство и получение взятки и т.д.
Однако, вышеперечисленные преступления должны быть расследованы по тем, признакам преступлений, которые реально совершены, но никак не «общим» видом преступления как коррупция.
В конечном итоге по результатам досудебного производства принимаются два решения: 1) идет переквалификация деяния самими правоохранительными органами статьи КОРРУПЦИЯ на ту статью, которая действительно совершена: присвоение, вымогательство, и т.д.
2) идет переквалификация деяния судом при рассмотрении уголовного дела, по существу.
В Стамбульском плане действий от 24 февраля 2012 года международными экспертами отмечалось следующее: «Преступление, предусмотренное в УК статьей «Коррупция», совпадает с другими коррупционными составами (например, дачей и получением взятки, элементами преступлений, совершенных организованной группой) и противоречит принципу правовой определенности – составляющей принципа верховенства права. Несмотря на то, что удобство, которое такой столь широко толкуемый состав преступления создает для правоохранительных органов, он противоречит основополагающим принципам справедливого судебного разбирательства и должен быть исключен из законодательства и практики. Если в составах других коррупционных преступлений существуют пробелы, их необходимо устранить, а не пытаться компенсировать такого рода “всеохватывающим” составом. Практики, с которыми проводились встречи во время визита в страну, согласились с тем, что целесообразно исключить положение “Коррупции” из Уголовного кодекса».
Проведенный анализ ответственности за должностные преступления по уголовному законодательству некоторых стран постсоветского пространства (РФ, РК, РУЗ, РТ и др.) показал, что в целом законодателями бывших союзных республик осуществлен одинаковый подход к рассмотрению вопроса уголовной ответственности за должностные (коррупционные) преступления.
При этом ни в одном УК постсоветских стран, кроме Кыргызстана, нет отдельной статьи, предусматривающей ответственность за Коррупцию.
А, что же такое «Коррупция»? В широком смысле слова «коррупция – это социальное явление, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».
Коррупция проявляется в совершении:
— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
— отдельные проступки и нарушения, подпадающие под составы Кодекса о проступках и нарушениях;
— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством, а также ответственность по Кодексам о проступках и нарушениях.
Поскольку коррупция – это социальное явление, полагаем необходимым рассмотреть вопрос целесообразности исключения этого положения из Уголовного кодекса.
Следует отметить, что еще в государственной Программе по усилению борьбы с коррупцией, контрабандой и экономическими преступлениями на 2001‒2003 годы было предложено исключить из УК КР статью “коррупция”.
Второе – применение части 6 статьи 62 УК Кыргызской Республики.
Согласно этой норме — давность не применяется в случаях совершения преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 130, статьей 143, пунктом 1 части 3 и частью 4 статьи 161, пунктом 2 части 3 и частью 4 статьи 162, статьей 239, статьей 314, частями 1 и 2 статьи 319, частью 4 статьи 320, пунктом 1 части 2 статьи 323, пунктом 2 части 3 статьи 325, пунктом 2 части 2 статьи 326, статьями 380-390, 392 и 393 настоящего Кодекса.
Это такие виды преступлений как убийство, пытки, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, коррупция, вымогательство и получение взятки и т.д.
Уголовная ответственность – один из видов юридической ответственности: правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к уголовной ответственности — означает возбуждение уголовного дела. Последующее расследование и судебное разбирательство. Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие.
Под освобождением от уголовной ответственности понимается оформленное уголовно-процессуальным решением государственного органа или должностного лица освобождение лица, совершившего деяние, содержащее все признаки конкретного состава преступления от уголовного преследования на любой его стадии до вынесения обвинительного приговора суда.
Что же касается освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, главное здесь – именно нецелесообразность привлечения лица к уголовной ответственности после истечения указанных в законе сроков.
Давность — означает истечение установленных законом сроков после совершения преступления, вследствие чего исключается привлечение лица к уголовной ответственности. Возможность уголовного преследования за совершенное преступление существует не бессрочно, ее ограничение определенными сроками объясняется рядом причин.
Во-первых, снижение эффективности уголовно-правового воздействия по прошествии значительного периода времени.
Во-вторых, потеря, уничтожение, естественное исчезновение доказательств по мере истечения времени совершения преступления.
Например: такие виды преступлений, как убийство, изнасилование раскрываются по горячим следам в момент совершения преступления путем тщательного осмотра места совершения преступления с проведением соответствующих экспертиз. Без проведения и получения заключения экспертиз невозможно вынести какое-либо соответствующее процессуальное решение.
Также при рассмотрении дела по существу представляет сложность доказать такие преступления, как вымогательство и получение взятки по истечении определенного срока времени.
Поэтому применять в подобных случаях уголовно-правовое воздействие становится бессмысленным, нецелесообразным, поскольку невозможно доказать и неэффективно применять в связи с истечением значительного периода времени.
Также следует отметить, что основа уголовного права предусматривает, что давность не применяется к лицам, совершившим преступления террористической направленности, а также за преступления против мира и безопасности (экоцид, геноцид), а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления.
В связи с чем, предлагаем вернуться и оставить требования статьи 67 УК Кыргызской Республики в редакции УК КР 1997 года, где четко, грамотно, доступно описаны условия освобождения лиц от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
Адвокат Эркин Саданбеков