31 марта 2021 года президент Садыр Жапаров внес предложение в Жогорку Кенеш об отстранении от должности Председателя Верховного суда Гульбары Калиевой. Парламент в тот же день проголосовал за представление президента.
КОМИТЕТ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ заявляет, что это является вопиющим давлением политических ветвей власти на судебную систему. Государство находится в опасности.
Кыргызская Республика, как государство – участник Организации Объединённых Наций после обретения независимости в 1991 году год добровольно ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.
Каждый человек имеет право на рассмотрение его дела независимым судом. Председатель Верховного суда Гульбара Калиева пользуется доверием общественности. Она внесла огромный вклад в цифровизацию судов для достижения их прозрачности и подотчетности, что является ключевой задачей для борьбы с коррупцией в судебных органах.
Отстранение от должности Гульбары Калиевой руками политических ветвей власти усугубляет положение каждого гражданина, лишает шанса на восстановление справедливой судебной системы в Кыргызской Республики.
В 1985 году седьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял «Основные принципы независимости судебных органов». 29 ноября 1985 года документ был одобрен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32.
Кыргызская Республика, являясь государством – участником ООН , своими действиями грубо нарушает принципы независимости судов, отстраняя от должности Председателя Верховного суда на основании искусственно сфабрикованного уголовного дела.
Устав Организации Объединенных Наций гарантирует, что государства-участники обязаны создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, с тем чтобы обеспечить международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без каких-либо различий.
Права человека и борьба с преступностью в государстве реализуются независимым судом.
Ни президент, ни парламент, только суд выступает от имени Кыргызской Республики.
Ликвидация президентом и депутатами 6 созыва независимой судебной системы равнозначна ликвидации государственности и может повлечь за собой ухудшение государственной защиты прав человека и законности, что может привести к непредсказуемым последствиям (статья на кыргызском языке здесь).