На протяжении 7 лет мы мониторим уголовные дела по ст. 2992 старой редакции и ст. 315 новой редакции УК КР - «Изготовление, хранение, распространение экстремистских материалов». Поводом акцентирования на этой статье стало то, что любого гражданина могут осудить по этой статье, даже если у него не было умысла совершать это преступление.
Данная статья УК КР вот таким образом видоизменялась за последние годы:
По старому УК КР до 2013 г. в статье 2992 говорилось «хранение с целью распространения», и правоохранительным органам было сложно доказать, что предметы хранились с целью распространения, т.е. данная статья была нерабочая. После усилиями правоохранительных органов в 2013 г. были внесены изменения в УК КР, и понятие «с целью распространения» было исключено.
Многие граждане были осуждены к лишению свободы только за то, что у них дома лежали книги, тетради, блокноты, диски, флешки, листовки, любые записи, которые, по мнению экспертов - религиоведов, содержали экстремистский характер. Немало случаев было, когда в рамках уголовного дела в отношении одного гражданина, сотрудники правоохранительных органов проводили обыски у многих других людей, которые в дальнейшем также привлекались к ответственности по вышеуказанной статье.
В 2019 г. вступил в силу новый УК КР, где авторы учли требования гражданских активистов и некоторые недочеты, и вернули в диспозицию ст. 315 УК КР критерий «с целью распространения». Однако не учли, что люди все больше стали общаться в интернет пространстве и информация стала распространяться одним нажатием клавиши, одним «лайком», одним «перепостом». В результате мы сейчас наблюдаем, что много граждан привлекаются к уголовной ответственности по этой статье.
Социальные сети и интернет находятся под пристальным контролем у правоохранительных органов, они наблюдают за тем, кто какие картинки, аудио-видео записи загружает, кто кому ставит «лайки», кто распространил чью-то публикацию, кто оставил неугодный комментарий и т.д. А люди совершают такие действия без преступного умысла, так как они не знают законы, но правоохранительные органы придерживаются принципа «незнание закона не освобождает от ответственности». В итоге, в отношении них заводятся уголовные дела, следователи получают заключение экспертов и вперед в суд.
В новом Уголовном Кодексе законодатели предусмотрели гуманизацию многих статей, одним из нововведений стало, что суды применяют Закон «О пробации». Многие приговоры выносятся по принципу «и овцы целы, и волки сыты», т.е. когда правоохранительные органы выполнили свою работу - «нашли преступника», а суд применил пробацию, тем самым не обидев следователя и прокурора выносит обвинительный приговор, но в то же время дает возможность осужденному находится на воле и просто отмечаться в Департаменте пробации.
Почему разработчики новых Кодексов подробно не расписали в ст. 315 УК КР вновь введенный критерий - «а также посредством сети Интернет»?! Также разработчики не предусмотрели иерархию привлечения к ответственности. Мы уже несколько лет добиваемся того, чтобы первоначально по данному составу деяния гражданин привлекался по Кодексу о нарушениях, к таким наказаниям как предупреждение и штраф. За тем, если гражданин совершает повторно аналогичное деяние он привлекается по Кодексу о проступках, к таким наказаниям как общественные работы и т.д. И только после дальнейшего игнорирования и совершения тех же действий привлекать к уголовной ответственности по ст. 315 УК КР. Но наша инициатива пока не услышана законодателями.
Вдобавок еще необходимо вести информационную компанию в СМИ, по радио, в газетах, по ТВ, в тех же социальных сетях, интернете, доносить до граждан, что распространять экстремистские материалы незаконно, и показывать примеры. Такую пропаганду мы проводим на нашем сайте и в социальных сетях как Facebook и Instagram, разъясняем на реальных примерах, которые происходят с гражданами. Но для повышения осведомленности у всего населения, особенно в отдаленных уголках страны необходимо вести информационную компанию на государственном уровне всеми госорганами, кто касается этого вопроса. Сотрудники правоохранительных органов также должны принимать участие в информационной компании, а не только привлекать граждан к ответственности. В этой информационной компании немаловажную роль играют суды, которые прежде чем осудить должны проинформировать.
В 2012 году в учреждениях ГСИН отбывали наказание менее 100 осужденных по данной категории, в 2017 г. более 180 осужденных, а в 2019 году их количество превысило до 600 человек. Половина из них отбывают в закрытых учреждениях, другая половина содержится в колониях-поселениях. Эксперты считают, что необходимы новые подходы к дерадикализации таких заключенных, но для этого нет ни денег, ни специалистов.
P.S. Из вышесказанного можно обозреть, что Уголовный Кодекс, и так корректировали, и сяк корректировали, но граждан как осуждали так и продолжают осуждать, и число осужденных только растет, недочеты законотворческой деятельности сломали судьбы простых людей. Все изменения, вносимые в НПА начиная от авторов и заканчивая подписями депутатов должны быть во благо народа, а не наоборот.