Сколько Верховный суд КР взыщет за 305 дней незаконного содержания под стражей

добавлен 26 мая 2020 15:18
просмотров 1589

 

 

21 мая 2020 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КР в составе: председательствующей Чаргыновой Т. Т. судей Садыровой Ч. И.,  Камчыбекова Ш. Р. начала рассмотрение кассационной жалобы истца Адыракаева Р. А. и кассационную жалобу  ответчика Министерства финансов КР. Об этом мы писали.

На заседание явились: представитель истца, представители Генеральной прокуратуры КР и ГКНБ КР. Ответчик в лице Министерства финансов КР не явился. Председательствующая, спросив мнения сторон и посовещавшись на месте решила начать рассмотрение дела в отсутствии ответчика, который был надлежащим образом извещен.

Судья - докладчик Садырова Ч. И. зачитала суть кассационных жалоб. Решениями Первомайского районного суда г. Бишкек и Бишкекского городского суда в пользу Адыракаева Р. был возмещен моральный вред с Министерства финансов КР в размере 50 тыс. сом.  

Затем выступила представитель истца. Она пояснила, что кассационную жалобу поддерживает, и не согласна с решениями нижестоящих инстанций. Так как в отношении Адыракаева Р. было незаконно возбуждено уголовное дело и он отсидел в СИЗО 10 месяцев, то есть 305 дней. Он являлся единственным кормильцев в семье, которая осталась без средств существования. Условия следственного изолятора сравнимы пыткам над человеком, пинки, тычки и оскорбления со стороны сотрудников СИЗО и конвоя ГСИН несли систематический характер. В связи, с чем у него ухудшилось здоровье и психологическое состояние. Также после освобождения из под стражи его преследователи сотрудники правоохранительных органов так как было возбуждено уголовное дело в отношении следователя. Представитель истца сказала, что 50 тыс. сом за 10 месяцев в СИЗО не соразмерная выплата за причиненный моральный вред, ведь есть достаточно примеров, когда чиновники выигрывали миллионы по иску о защите чести и достоинства. Компенсация морального вреда Адыракаеву Р. будет полностью возмещена в случае выплаты суммы в размере 3 млн. сом.  

После слово предоставили представителям Генеральной прокуратуры КР и ГКНБ КР. Они поддержали кассационную жалобу ответчика, где просят отказать в удовлетворении исковых требований Адыракаева Р. в полном объеме по следующим основаниям: истцу подлежит возмещение с гос. казны, а не напрямую с Минфина; истец не обжаловал меру пресечения, а следовательно был согласен с этим, и он должен доказать, что перенес физические и нравственные страдания; истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора, а именно 6-месчный срок обращения.

Дело в том, что представитель истца только на заседании узнала о кассационной жалобе ответчика. В связи с этим судебная коллегия решила отложить заседание, чтобы представитель истца ознакомилась с кассационной жалобой ответчика, а также судьи посчитали, что необходимо заслушать самого ответчика. Заседание назначено на 1 июня 2020 г. в 8:30 ч.

P.S.  Министерство финансов КР, Генеральная прокуратура КР, ГКНБ КР против того, чтобы Адыракаеву Р. выплатили даже 50 000 сом. Сторона истца отмечает, что доводы ответчика безосновательны по следующим причинам:  

1) Ответчики утверждают, что иск подлежит возмещению  с гос. казны, а не напрямую с Минфина.

Гос. казна - это исполнительный орган, который выполняет поручения Минфина КР, без которого никакие платежи не производятся. Гос. казна напрямую зависит от Минфина КР.

2) Ответчики утверждают, что истец не обжаловал меру пресечения, а следовательно был согласен с этим, и он должен доказать, что перенес физические и нравственные страдания. Юристы ответчиков не понимают того, что право на реабилитацию возникло из оправдательного приговора и обжалование меры пресечения к этому праву не имеет отношения.  Основанием  для возмещения ущерба является содержание под стражей, что не требует доказательств перенесенных физических и нравственных страданий, когда человек незаконно был лишен свободы и удерживался в ужасных условиях.   

3) Ответчики утверждают, что истцом не соблюден досудебный порядок разрешения спора  -  то есть они ссылаются на часть 2 статьи 136 УПК КР - «в течение 6 месяцев с момента получения извещения о порядке возмещения ущерба лицо вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного ущерба в орган, постановивший приговор, определение, постановление о прекращении дела, об отмене или изменении иных незаконных решений. Если дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, требование о возмещении ущерба направляется в суд, постановивший приговор».

Однако, в приговоре суд не признал за оправданным Адыракаевым Р. право на реабилитацию. И не направил извещение с разъяснением порядка возмещения ущерба, связанного с уголовным преследованием. Оправдательные приговоры были вынесены еще в 2014-2015 гг., а ст. 3 УПК КР гласит: «Уголовное судопроизводство осуществляется в соответствии с законом, действующим на момент производства следствия и судебного разбирательства». И поэтому Адыракаев Р. обратился с отдельным иском на основании ст.422 УПК КР в старой редакции.  

 

«Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»