Законодательство Республики Таджикистан по борьбе с экстремизмом

добавлен 04 марта 2020 17:52
просмотров 1106

 

 

            21 ноября 2003 года в Республике Таджикистан был принят Закон Кыргызской Республики «О борьбе с экстремизмом». В статье 3 вышеназванного закона дается определение  экстремизма: «экстремизм-проявление  юридическими и физическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране,  захвату власти присвоению ее полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и  религиозной вражды».  Согласно статье 6: «Борьба с экстремизмом является одной из приоритетных задач государства. Оно осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти». Закон запрещает средствам массовой информации распространять экстремистские материалы и сведений об осуществлении экстремистских материалов.   В статье 16 определена ответственность за распространение экстремистских материалов.  В статье 18 описывается ответственность физических лиц за экстремистскую деятельность. Начиная с 1999 года в  стране началось массовое задержания участников и руководителей экстремистских организаций. Было задержано более 1000 членов  запрещенной экстремистской  организации  «Хизбут-Тахрир» у которых была найдена пропагандистская литература насчитывающая примерно 500 наименований. Согласно данным правоохранительных органов членами данной организации становятся молодые люди от 17-25 лет, которые в недостаточной мере просвещены о целях и идеологии организации.             В 2002-2003 годах  было задержано примерно 500 руководителей и активных членов «Хизбут-Тахрир».

            25 марта 2011 г. в Республике  Таджикистан был принят Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данный  нормативно правовой акт определяет механизмы, меры и процедуры контроля над осуществлением операций с денежными средствами или иным имуществом. Статья 6 закона определяет операции с денежными средствами и иным имуществом, которые подлежат обязательному контролю. В статье 7 закона прописаны права и обязанности уполномоченного органа, который собирает и анализирует соответствующую информацию и осуществляет другие меры по предупреждению подозрительных операций.  

            2 октября 2015 года Совет по правам человека принял резолюцию 30/15 "Права человека и предупреждение насильственного экстремизма и борьба с ним", где рекомендует государствам разрабатывать и реализовывать меры борьбы с терроризмом  и экстремизмом в рамках международного права, включая гуманитарное право и законы о беженцах и правах человека, и требует принятия мер по их выполнению[1]. В этой связи 25 марта 2009 года в Республике Таджикистан был принят Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».  В части 3 статьи 22 этого закона указывается, что «Производство, экспортирование, импортирование, реализация и распространение религиозной литературы, равно и других предметов и материалов религиозного назначения допускается только после получения заключения государственной религиоведческой экспертизы». Указанные требования закона основываются  на международно-правовых стандартах противостояния религиозному экстремизму и терроризму, религиозной ненависти, предотвращения дискриминации и защиты религиозной толерантности и диалога культур. Часть 8 статьи 4 вышеназванного закона гласит: «Запрещается разжигание всякой ненависти, вражды и конфликта на религиозной почве, оскорбление религиозных и атеистических чувств граждан». Исходя из этих целей  проводится экспертиза религиозной литературы, чтобы не допустить разжигания религиозной ненависти.

            Следует отметить,  что Республика Таджикистан является одним из учредителей и активных членов Евразийской группы по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), образованного в 2006 году в качестве международной региональной организацией по типу «ФАТФ»- организацией по борьбе с финансовыми преступлениями[2]. В этой связи, в 2009 году образован Департамент финансового мониторинга при Национальном банке Таджикистана, являющийся национальным подразделением финразведки, который находится в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с подразделениями финансовой разведки иностранных государств и проверяет денежные потоки, в том числе, поступившие или направляемые в уязвимые, с точки зрения террористической активности, страны. Для активизации комплексной работы в этом направлении, указом Президента от 5 марта 2018 года утверждена Национальная Концепция противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового поражения на 2018-2025 годы, которая определяет принципы государственной политики в данной сфере, стратегические цели и основные направления дальнейшего развития национальной системы.

            Но принятые нормативно правовые акты не смогли в полной мере решить проблему экстремизма в стране. В связи с нарастанием в массах экстремистских настроений 12 ноября 2016 года Президент Республики Таджикистан  Эмомали Рахмона подписал Указ об утверждении специальной «Национальной стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы» и «План действий по реализации Национальной стратегии». Таджикистан стал первой страной Центральной Азии, принявшей подобный документ.  Национальная стратегия, будучи документом программного характера, определяет цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

            Принятие данного документа  можно считать  достижением для Таджикистана. Так как в его разработке приняли участие представители государственных органов, гражданского общества,  религиозные деятели и эксперты. Также был исследован международный опыт. Проведение в рамках реализации  Национальной стратегии исследований по мониторингу ситуации, со стороны государственных и общественных организаций, способствовало тому, что были изучены причины и факторы, которые способствовали и продолжают способствовать  радикализации.  Согласно данным указанным в Национальной стратегии на 2016 год  в уполномоченном государственном органе по делам религий были зарегистрированы  4006 религиозных объединений, в том числе Республиканский исламский центр, 48 центральных соборных мечетей, 326 соборных мечетей, 3551 мечетей пятикратной молитвы, 2 Комитета по развитию исмаилитских общин шиитов-имамитов, 70 неисламских религиозных организаций, 1 неисламское религиозное общество, 6 исламских учебных заведений, которые нормально функционируют и обеспечивают религиозные потребности населения. Если в первые годы независимости ежегодное количество паломников составляло всего 550 человек, то в 2014 году оно составило более 6 тыс. человек, что в десять раз больше с предыдущими годами. При этом согласно данным социологических исследований подавляющее большинство опрошенных не поддерживает  идеологию радикальных и экстремистских организаций, считает их деструктивными и опасными для современного общества Таджикистана.  Одним их эффективных методов противодействия экстремизму и терроризму в Национальной стратегии определяется своевременное пресечение экстремистской и террористической  пропаганды, а также выявления и расследования преступлений экстремистского и террористического характера. Для достижения успеха в этой сфере обусловлено  необходимостью обеспечения правоохранительными органами:

-проведения постоянного мониторинга информационных ресурсов, в том числе сети Интернет, с целью сбора информации о лицах и группах, причастных к экстремистской и террористической деятельности;

-информирования населения о деятельности экстремистских и террористических организаций и мерах противодействия им;

- своевременного и качественного расследования преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом, а также легализацией доходов, полученных преступным путем и финансированием международного терроризма и т.д.

 

            Подробнее об уголовной ответственности описывается в Уголовном кодексе Республики Таджикистан от 21 мая 1998 года.

 

 

Статья

Часть

Наказание

1

Статья 307(1). Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и публичное оправдание экстремизма

 

1)Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и (или) публичное оправдание экстремизма

 

 

 

2) Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации или сети интернет

 

 

 

 

3) Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, если они совершены:

а) повторно;

б) при опасном или особо опасном рецидиве

 

 

лишение свободы на срок от трех до пяти лет

 

 

 

лишение свободы на срок от пяти до десяти лет

 

 

 

 

 

лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет

2

Статья 307(2). Организация экстремистского сообщества

 

1.Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, местнической или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений,  а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности

 

 

2) Участие в экстремистском сообществе

 

 

 

 

 

 

3) Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные повторно или с использованием своего служебного положения,

 

 

 

лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лишение свободы от четырех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

 

 

лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет

3

Статья 307(3). Организация деятельности экстремистской организации

 

1) Организация деятельности политических партий, общественного или религиозного объединения либо иной организации,  отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности

 

 

2) Участие в деятельности политических партий, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете их деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а также оказание содействия в их деятельности с использованием средств массовой информации, сети интернет или иным способом

лишение свободы на срок от семи до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет

 

 

лишение свободы на срок от пяти до восьми лет

 

 

 

 

 

 

 

Организации, информация о признании которых террористическими либо экстремистскими в установленном национальным законодательством  Республики Таджикистан

Организация

Дата признания экстремистской

1.

«Аль- Каида» 

 организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года).

2.

«Исламское движение Восточного Туркестана»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года).

3. 

«Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»)

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года).

4

 «Движение «Талибан»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года).

5

«Братья мусульмане»

 - организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года).

6

«Лашкар-е-Тайба»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года)

7

«Исламская группа» («Джамият е-Ислами Пакистан») 

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года).

8

«Джамият-е-Таблиг»

 организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года)

9

«Созмони таблигот»  («Призыв к исламу»)

религиозно-миссионерская организация, признанная экстремистской и террористической (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года

10

«Свободный Таджикистан» («Точикистони озод»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 30 марта 2006 года)

11

«Хизб-ут-Тахрир»

организация, признанная экстремисткой (решение Верховного суда Республики Таджикистан от 11 марта 2008 года)

12

«Джамаат (Джамъят)» (Ансоруллох)

организация, признанная экстремистско-террористической (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 3 мая 2012 года). 

13

«Салафия»

 религиозное течение, деятельность которого запрещена на территории Республики Таджикистан (решение Верховного суда Республики Таджикистан от 9 января 2009 года), признанное экстремистским сообществом (решением Верховного суда Республики Таджикистан от 8 декабря 2014 года)

14

«Группа 24»

общественное движение, признанное экстремистской и незаконно действующей организацией (решение Верховного Суда Республики Таджикистан от 9 октября 2014 года).

15

«Исламское государство Ирака и Ливанты»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного суда Республики Таджикистан от 14 апреля 2015 года)

16

«Джабхат ан Нусра»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного суда Республики Таджикистан от 14 апреля 2015 года)

17

«Партия исламского возрождения Таджикистана»

организация, признанная террористической и экстремистской (решение Верховного суда Республики Таджикистан от 29 сентября 2015 года).

18

«Национальный альянс Таджикистана»

признан террористическо-экстремистским объединением (решение Верховного суда Республики Таджикистан от 15 августа 2019 года).

 

 

             2 января 2020 года в  Таджикистане был принят Закон «О противодействию экстремизму».  Согласно новому закону  считаются экстремистскими:

- действия, способные ослабить национальную безопасность и обороноспособность государства,

- публичные призывы к насильственному захвату власти и изменению конституционного строя,

- действия, направленные на разжигание национальной, расовой, местнической либо религиозной вражды.

            Однако, по словам, экспертов, некоторые положения закона вызывают вопросы. «К примеру, остается неясной что имеет ввиду автора закона под действиями, способными ослабить национальную безопасность и обороноспособность государства. Не исключено, что власти, пользуясь этим положением закона, объявят экстремистами инакомыслящих, активистов политических партий и групп, а также своих оппонентов»- считает таджикский юрист.

             Правозащитные организации в своих докладах критикуют Таджикистан за методы борьбы с экстремизмом, когда во многих случаях людей обвиняли в экстремизме только за то, что они по-особенному читали намаз или одевались, или участвовали в спорах на религиозную тему, хотя не имели отношения к запрещенным группировкам, признанным в стране экстремистскими.

 

«Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»


[1]  Пункт 18 Резолюции Совета по правам человека ООН от 2 октября 2015 года

[2] https://undocs.org/pdf?symbol=ru/CCPR/C/TJK/Q/3/ADD.1- Ответы Таджикистана на перечень вопросов