Одним из вызовов в Центральной Азии в настоящее время являются проявления религиозного экстремизма. Необходимость изучения религиозного экстремизма связана с угрозой безопасности и стабильности, территориальной целостности государства. Термин «экстремизм» в широком смысле означает приверженность к крайним мерам. В религиозном плане это приверженность в религиозной сфере к крайним взглядам и действиям, основу которого составляют насилие, жестокость и агрессия. Целью религиозного экстремизма является возбуждение религиозной вражды и ненависти, направленная на захват власти, ведущая к изменению государственного строя, суверенитета и территориальной целостности.
В последние годы проблема экстремизма стала актуальной не только в странах Центральной Азии, но и в странах СНГ. Этому способствовала социально-экономическая ситуация в странах, пропаганда в Интернете. Страны СНГ, как часть мирового сообщества, подписали ряд международных договоров, таких как Международный пакт о гражданских и политических правах, Всеобщая декларация прав человека ООН. Так, статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах согласно которой:
1.Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободы исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частичным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и религиозных обрядов и учении;
2.Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору;
3.Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц;
4. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».
Каждая страна участница СНГ гарантирует каждому человеку свободу слова и вероисповедания. Однако в уголовных законодательствах этих стран предусмотрены наказания за религиозный экстремизм.
Узбекистан
По оценке экспертов узбекские экстремистские структуры считаются самыми сильными и агрессивными в регионе. Однако впервые закон о противодействии экстремизму в Республике Узбекистан был принят в 2018 году. При этом специальный докладчик ООН по вопросам о свободе религии или убеждений отметил, что закон не в полной мере определяет понятие «экстремизм». БДИПЧ и другие международные органы ранее выражали обеспокоенность по поводу использования термина «экстремизм» ,«экстремистский» в качестве юридического понятия, а также по поводу расплывчатости этого термина, особенно в контексте уголовного законодательства. Как отметил Специальный докладчик ООН по вопросам поощрения и защиты прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом «термин «экстремизм» является плохо определенным понятием, которое уже используется для давления на гражданское общество и правозащитников». Это еще более важно в контексте уголовного законодательства, где принцип «nullum crimen sine lege» («нет преступления без предусматривающего его закона») требует четкого и точного определения уголовных преступлений и связанных с ними санкций. Согласно этому принципу, в положениях уголовного законодательства должны быть четко сформулированы действия, влекущие за собой уголовную ответственность. Уголовное законодательство также должно обеспечивать наличие у каждого преступления определенной объективной и субъективной стороны, создающей основу индивидуальной ответственности, а также наличие связи между действиями лица и причиненным вредом или ситуацией, связанной с серьезной опасностью.
В целом, действия или поведение, иногда определяемые как «экстремистские», сами по себе не всегда представляют угрозу для общества и как таковые не могут служить основанием для ограничения прав, если не связаны с насилием или другими преступными действиями, которые в свою очередь должны быть определены в соответствии с международным правом в области прав человека[1]. В то же время действия, связанные с насилием, как правило, предусмотрены уголовным законодательством. Возможность мирной реализации политической или любой другой повестки дня, даже если она отличается от целей правительства и считается «экстремальной», защищена правом на свободу выражения мнений.
На практике отсутствие точного определения термина «экстремизм» позволяет государствам принимать крайне жесткие, несоразмерные и дискриминационные меры[2], что подтверждается выводами международных организаций по мониторингу соблюдения прав человека, которые указывают на сохраняющиеся проблемы с обвинениями в так называемом «экстремизме» и их последствия в отношении прав на свободу религии или убеждений, выражения мнений, ассоциации и мирных собраний, а также на случаи незаконных арестов, задержаний, пыток и других видов жестокого обращения в Республике Узбекистан[3].
По словам международных экспертов, Закон «О противодействии экстремизму» в значительной степени влияет на осуществление прав на свободу мысли, совести и религии. В частности, статья 11 вышеназванного закона гласит: «На территории Республики Узбекистан запрещается ввоз, изготовление, хранение, распространение и демонстрация экстремистских материалов, атрибутики и символики экстремистских организаций, а также их распространение и демонстрация в средствах массовой информации либо сетях телекоммуникаций, в том числе во всемирной информационной сети Интернет». Это создает угрозу для осуществления права, предусмотренного статьей 18 МПГПП: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении». Эта же статья 11 Закона «О противодействии экстремизму» противоречит статье 19 МПГПП: «Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».
Список экстремистских организаций в Республике Узбекистан[4]
№ |
Название профилей, каналов и страниц |
1. |
«Абу Салоҳ дарсликлари» |
2. |
«Жаннат ошиқлари» |
3. |
«Шом овози» |
4. |
«Тавҳид ва жиҳод» |
5. |
«Islam Abu Khalil» |
6. |
«Полвон Новқатлик» |
7. |
«Сохиб Махмудов» |
8. |
«Фаррухбек Абдуллаев» |
9. |
«Мамарахимов Абдурахим Миркомилович» |
10. |
«Мухожир Полвон» |
11. |
«Abu Aisha» |
12. |
«Turkiston» |
13. |
«Хуррият инфо» |
14. |
«Нажот» |
15. |
«ал-Ваъй» |
16. |
«Роя» |
17. |
«Usulul fiqh» |
18. |
«Mustalahul hadis» |
19. |
«Darslardan qisqa lavhalar» |
20. |
«Fiqh ahkomlari» |
21. |
«Tavhid darsi» |
22. |
«Qiyomatdan avvalgi fitnalar» |
23. |
«Savol va javoblar» |
24. |
«Foida Mp3» |
25. |
«Foida va qoidalar» |
26. |
«Tafsir darslari» |
27. |
«Talbisu iblis darslari» |
28. |
«Islomni buzuvchi amallar darslari» |
29. |
«Nomoz va benomozga taluqli masalalar» |
30. |
«Ayollar darslari silsilasi» |
31. |
«Aqiyda darslari» |
32. |
«Silsilaviy darslar va ma’ruzalar» |
33. |
«Muhim darslar» |
34. |
«Aqiydatul vositiya» |
35. |
«Mustalahul hadis» |
36. |
«Alfatx» |
37. |
«Talabalar uchun darslar» |
38. |
«АЛЪ-ФАТҲ ТВ» |
39. |
«DA’VAT UZ» |
40. |
«HIDOYAT TV» |
Уголовная ответственность за экстремизм предусмотрена уголовным законодательством
№ |
Статья |
Часть |
Наказание |
1 |
Статья 244-1. Изготовление, хранение, распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку |
Изготовление или хранение с целью распространения материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения, а также изготовление, хранение с целью распространения либо демонстрации атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций
Распространение в любой форме сведений и материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма, призывы к погромам или насильственному выселению граждан либо направленных на создание паники среди населения, а равно использование религии в целях нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений и совершения иных деяний, направленных против установленных правил поведения в обществе и общественной безопасности, а также распространение либо демонстрация атрибутики или символики религиозно-экстремистских, террористических организаций
Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) по предварительному сговору или группой лиц;
б) с использованием служебного положения;
в) с использованием финансовой или иной материальной помощи, полученной от религиозных организаций, а также от иностранных государств, организаций и граждан;
г) с использованием средств массовой информации либо сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет,
|
штраф от двухсот до четырехсот базовых расчетных величин или исправительные работы до трех лет либо ограничение свободы от одного года до трех лет или лишение свободы до трех лет
штраф от трехсот до четырехсот базовых расчетных величин или ограничение свободы от трех до пяти лет либо лишение свободы от трех до пяти лет
лишение свободы от пяти до восьми лет |
|
Статья 244-2. Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях |
Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях
Те же действия, повлекшие тяжкие последствия |
лишение свободы от пяти до пятнадцати лет
лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет |
«Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»
[1] (Тематический доклад Специального докладчика ООН по вопросам борьбы с терроризмом за 2015 г.). См. стр. 42-43 (Руководство по предупреждению терроризма и борьбой с НЭРВТ, 2014 г.).
[2] См. также, Специальный докладчик ООН по вопросам борьбы с терроризмом, Доклад Комиссии ООН по правам человека, док. ООН A/HRC/40/52, 1 марта 2019 г., п. 19
[3] См. Доклад Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, «О миссии в Узбекистан» за 2018 г., A/HRC/37/49/Add.2, 22 февраля 2018 г., пп. 98 и 101. Генеральная Ассамблея ООН, «Доклад рабочей группы по универсальному периодическому обзору: Узбекистан», A/HRC/39/7 (9 июля 2018 г.); и КПЧ, «Заключительные замечания по четвертому периодическому докладу Узбекистана», CCPR/C/UZB/CO/4 (17 августа 2015 г.), пп. 17 и 22.