Национальное законодательство Кыргызской Республики в борьбе с экстремизмом и терроризмом

добавлен 18 января 2020 21:07
просмотров 4462

 

 

Национальное законодательство Кыргызской Республики в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

  1. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики.
  2. Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014 - 2020 годы.
  3. Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности». 
  4. Закон КР «О противодействии терроризму».
  5. Закон КР «О национальной безопасности».
  6. Закон КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».  
  7. Госпрограмма по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы.
  8. Уголовный кодекс Кыргызской Республики.

     Согласно Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014 - 2020 годы светский принцип государственного регулирования заключается «в отделении религии и всех культов от государства путем недопущения вмешательства религиозных организаций и служителей культа в деятельность государственных органов. При этом в Кыргызстане никто не может быть принужден к выражению своих религиозных и иных убеждений или отказу от них, никто не может подвергаться дискриминации по признаку вероисповедания или отсутствия такового в силу светского характера государства». Данная Концепция была принята исходя из конституционных принципов, а также анализа ситуации, сложившейся в настоящее время в религиозной сфере, которая содержит следующее видение будущего взаимодействия государства и религии в Кыргызской Республике. Государственная политика в отношении религий и религиозных организаций в Кыргызской Республике направлена на развитие и укрепление кыргызской государственности, сохранение государственного суверенитета и единства народа. Сохраняя нейтральность в отношении религиозных организаций, исходя из религиозных, культурных, национальных особенностей, государство реализует свою политику в формате уважения традиционных нравственных ценностей, создает условия для сохранения и развития духовного потенциала и культурного наследия народа Кыргызстана. Данная концепция представляет собой основные направления и принципы государственного регулирования деятельности религиозных организаций и объединений.

     В соответствии с решением Совета обороны Кыргызской Республики от 1 июня 2012 года в целях предупреждения, пресечения и нейтрализации угроз и обеспечения на должном уровне национальной безопасности Кыргызской Республики, а также укрепления и развития международного сотрудничества в этой сфере утверждена Концепция национальной безопасности КР. В концепции отражены новые подходы к обеспечению безопасности, основанные на принципах открытости, объективного и комплексного анализа международных факторов, внешних и внутренних угроз национальным интересам Кыргызской Республики. Основу ее положений составляют обеспечение и защита жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Эта концепция заключается в комплексном понимании национальной безопасности. В ней определены основные внешние (и внутренние) угрозы для национальной безопасности КР:

  1. усиление противоречий между ведущими державами мира на глобальном уровне и в Центральной Азии, а также между некоторыми странами региона;
  2. расширение масштабов международного терроризма и религиозного экстремизма;
  3. деятельность международной наркомафии в Центральной Азии;
  4. обострение водно-энергетических проблем в центральноазиатском регионе;
  5. незавершенность международно-правового оформления государственных границ между отдельными странами региона;
  6. нерешенность демографических проблем в Ферганской долине.

      Кыргызская Республика, как и многие другие государства, взяла на себя обязательство по исполнению норм международных документов и отразила это в положениях действующего законодательства.

     Программа Правительства Кыргызской Республики по противодействию экстремизму и терроризму на 2017-2022 годы является концептуальной основой реализации Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года № 120. Одним из приоритетов Программы является разработка эффективных мер, позволяющих ограничить вербовочный потенциал экстремистских и террористических групп, организаций и движений. Изучение причин и последствий радикализации, наряду с анализом базовых условий, способствующих росту радикальных настроений, позволяет сформулировать меры по противодействию экстремизму и профилактике терроризму. Программа предусматривает комплекс мер, обеспечивающих эффективное противодействие угрозам экстремизма и терроризма, неукоснительное соблюдение прав и свобод человека, верховенства закона и других конституционных принципов Кыргызской Республики. Целью настоящей Программы является изменение складывающейся ситуации в области противодействия экстремизму и профилактики терроризма.

     Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков подписал Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов». Закон принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 28 июня 2018 года. Основной целью законопроекта является установление правовой основы для целенаправленного, системного и эффективного противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
В результате принятия закона ожидаются следующие положительные результаты:
-повышение эффективности профилактики и предотвращения финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов;
-повышение репутации и инвестиционного рейтинга Кыргызской Республики, в том числе финансовых учреждений, как наиболее надежного, ответственного и добросовестного партнера, что позволит активно действовать им на международных финансовых рынках;
-создание дополнительных механизмов для противодействия коррупционным преступлениям, в том числе для поиска и возврата денежных средств, выведенных незаконным или преступным путем за пределы Кыргызской Республики, в том числе в оффшорные зоны.

     Законами “О противодействии экстремистской деятельности” и “О противодействии  терроризму” в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Кыргызской Республики определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской и террористической деятельности, устанавливается ответственность за их осуществление. Противодействие экстремистской и террористической деятельности, в том числе под прикрытием религии, осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений или религиозных организаций, иных организаций, физических лиц; борьба с международным терроризмом на основании международных договоров и соглашений, обеспечение антитеррористической безопасности предприятий, организаций, учреждений и граждан Кыргызской Республики, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, и находящихся как на территории Кыргызской Республики, так и за ее пределами; сбор информации о деятельности террористических организаций, преследующих политические, экономические, националистические или религиозные цели. За осуществление экстремистской и террористической деятельности граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке. С учетом изменений и дополнений, внесенных в законодательство, представляется необходимым рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных составов преступления.

Статье 313 УК КР предписывают считать “возбуждением национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды действия, направленные на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации; с применением насилия или угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения; в составе группы лиц или преступного сообщества (преступной организации); лицом, ранее судимым за преступления экстремистского характера (экстремистскую деятельность)”. Данная статья помещена в главу о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства, которая в свою очередь находится в разделе о преступлениях против государственной власти. В статье 314 УК КР описана уголовная ответственность за создание экстремистской организации, за участие в экстремистской организации. Однако есть примечание, в котором говорится, что лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистской организации, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением ею экстремистской деятельности, если оно содействовало правоохранительным органам в выявлении и привлечении к уголовной ответственности организаторов такой организации, освобождается от уголовной ответственности за деяние, предусмотренное этой статьей. Статья 315 УК КР посвящена «изготовлению, распространению экстремистских материалов». Наказание в виде лишения свободы предусмотрено за изготовление, распространение, перевозку или пересылку экстремистских материалов либо их приобретение или хранение с целью распространения, использование символики или атрибутики экстремистских организаций, а также посредством сети Интернет. Основное количество осужденных проходят именно по этой статье, за то, что распространяли картинки, аудио записи и видео ролики экстремистского характера через сеть интернет, зачастую это поставленный «лайк» на понравившейся картинке с экстремистскими наклонностями, тем самым распространив ее.

     Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» нацелен на повышение эффективности противодействия экстремистской деятельности. Статья 1 Закона устанавливает определение «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций», «экстремистских материалов» и «символов и атрибутов экстремистских организаций». Статья 2 Закона устанавливает основные принципы борьбы с экстремисткой деятельностью. Данные принципы своевременно включают в себя защиту прав и свобод человека так же, как и принципы законности. Иные принципы включают сотрудничество между странами, с НПО и религиозными организациями. «Неизбежность наказания за экстремистскую деятельность» так же указанно. Статьи 3 Закона, предоставляет «основные направления противодействия экстремистской деятельности». Согласно статье 6, прокурор может предостеречь любую организацию или индивида задействованных в «экстремистской деятельности» при наличии «достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях», включая «любые» признаки экстремистской деятельности, но при отсутствии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. Лица или организации, получившие предостережение, могут быть привлечены к ответственности «как предписано Законом» за невыполнение требований, изложенных в предостережении. Статья 7 предусматривает использование предостережения прокурором в отношении любых НПО, религиозных организаций или иных организаций или лиц «в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности признаков экстремизма». Предостережения должны быть представлены в письменном виде с указанием «нарушений» и, в случае наличия, действий которые должны быть предприняты нарушителем. В случае НПО и религиозных организаций, исполнительные или другие соответствующие органы власти могут вынести предостережение им. Статья 7 далее предоставляет право на обжалование предостережений. В то же время, если компания или организация не выполняет предостережение или появляются новые сведения о причастности соответствующей организации к «экстремистской» деятельности, оно должно быть ликвидировано. Если оно не может быть ликвидировано согласно уставу организации, оно должно быть запрещено. Статья 8 Закона предоставляет полномочия государственным органам или Генеральному Прокурору выдавать предупреждения в отношении организаций или физических лиц, распространяющих «экстремистские материалы». Такие предупреждения должны включать причины предупреждения, а также, какие меры будут приняты для исправления «нарушений», определяемых в нем. Здесь отсутствует право на апелляцию, а невыполнение требований по предупреждению санкционируется «прекращением деятельности» СМИ. Статья 9 Закона запрещает создание неправительственных организаций, религиозных организаций или любой другой организации, цель которой заключается в проведении экстремистской деятельности. Если организация осуществляет экстремистскую деятельность в нарушение "прав и свобод человека, деликта против личности, нанесение вреда здоровью человека, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам" или угрозы такого вреда, прокуратура может подать заявку в суд, чтобы такая организация была ликвидирована. По отношению к НПО или религиозным организациям, суд может постановить, что они должны прекратить свою деятельность или должны быть ликвидированы по заявлению соответствующих государственных органов. Статья 10 также предусматривает приостановление деятельности НПО и религиозных организаций до определения приложения в соответствии со статьей 9. Заявление о приостановлении деятельности может быть сделано на тех же основаниях, которые предусмотрены статьей 9. Если заявка удовлетворена, то это имеет далеко идущие последствия, так как организации затем запрещено «использовать государственные и муниципальные средства массовой информации, организовывать и проводить собрания, политические митинги, демонстрации, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия и т.д.» Однако, существует право на обжалование решения. Статья 11 Закона предусматривает ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности. В соответствии со статьей 11, государственные органы в области средств массовой информации или прокуратура могут обратиться в суд, чтобы потребовать прекращения деятельности этих организаций. Основанием для подачи такого заявления является те же нормы, что и предусматриваются в статьях 9 и 10. В дополнение к постановлению о прекращении деятельности организации, суды могут также постановить о приостановлении продажи периодических изданий или наложить судебный запрет для предотвращения дальнейшего распространение экстремистских материалов. Статья 12 также запрещает использование сетей связи для целей проведения экстремистской деятельности. Несоблюдение этого запрета может привести к применению неопределенных мер «с учетом особенностей Законодательства о связи Кыргызской Республики». Статья 13 вводит запрет на публикацию, хранение, перевозку или распространения печатных, аудио-, аудиовизуальных и других материалов, которые содержат "любой из признаков", предусмотренных статьей 1 (1) Закона. Суды определяют, следует ли рассматривать данные материалы как «экстремистские» согласно Закону. Такие материалы добавляются в список «экстремистских материалов», который периодически публикуется в средствах массовой информации и на официальных сайтах. Включение в список «экстремистских материалов», может быть обжаловано в судах. Организации, которые неоднократно производят "экстремистские материалы" теряют свое право на публикацию и «любое лицо», участвующее в производстве, распределении, транспортировке или хранении таких материалов может быть привлечено к административной или уголовной ответственности. В соответствии со статьей 15 Закона, любой, в том числе лица без гражданства и иностранные граждане, могут быть привлечены к ответственности за осуществление экстремистской деятельности в рамках законодательства Кыргызстана. Статья 15 также предусматривает, что лица, осужденные за экстремистскую деятельность, могут быть отстранены от определенных профессий, таких, как охрана правопорядка и доступа к определенным услугам (которые не определены). Статья 15 также возлагает обязанность на НПО, религиозные организации, либо любые организации, дифференцировать организацию от заявления отдельного лица, директора или члена управляющего совета организации в ситуациях, когда это заявление может быть классифицировано как подстрекательство к экстремизму и заявитель не уточняет, что данное заявление является личным и не относится к организации. Статья 16 предусматривает, что "экстремистская деятельность запрещена во время встреч, политических митингов, демонстраций и пикетирования". Это ведет к запрещению участия экстремистских организаций, а также распространение экстремистских материалов или использование экстремистских символов во время «массовых мероприятий» или протестов. Если организаторы протестов не примут срочные меры по "исправлению", отдел внутренних дел может пресечь протест. Статья 17 содержит каталог ограничений, налагаемых на иностранных НПО и других иностранных организаций, которые подозреваются в «экстремистской деятельности». Это включает в себя потери аккредитации, запрет на пребывание на территории Кыргызской Республики, запрет на публикацию в средствах массовой информации любых материалов от имени любой запрещенной организации и тому подобное.

 

Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»