Французская Республика. В законодательстве Франции имеется определение «терроризма», однако определения «экстремизма» нет. Но во Франции, как и в Кыргызстане, под экстремизмом понимается приверженность крайним взглядам или мерам. Французское законодательство, в отличие от кыргызского, не содержит специализированных законодательных актов, которые регламентируют данную сферу и которые определяли бы основные термины и перечисляли деяния, подпадающие под признаки экстремизма.
Во Франции также отсутствует специальный закон «О борьбе с экстремизмом и терроризмом», однако наличие признаков экстремизма при совершении какого-либо преступления признается уголовным кодексом Франции, отягчающим обстоятельством и влечет за собой применение к преступнику серьезных санкций. При этом действия экстремистского характера выделены в ряд составов: пропаганда и возбуждение вражды, создание экстремистских организаций; руководство экстремистскими организациями; подготовка и подстрекательство к актам терроризма; активная и пассивная причастность к финансированию экстремистской деятельности; заключение сделки, направленной на привлечение ресурсов для целей экстремизма.
Ряд экспертов во Франции делит деяния экстремистской направленности на 2 большие группы:
1. Политический радикализм, представленный различными крайними движениями. Внутри национальной полиции, специально созданный отдел анализирует деятельность подобных организаций на предмет наличия в ней правонарушений либо причастности к террористическим проявлениям;
2. Религиозный экстремизм, исповедуемый сектами деструктивной направленности.
Следует отметить, что в последние годы французское правительство предпринимало значительные усилия в разработке и принятии законов, направленных на противодействие экстремистской деятельности и пропаганде экстремистских идей, таких как, например, национал-социализм, а также различных исламских идей, в том числе и в сети Интернет.
Кроме того, правительство Франции готовило новый законопроект, целью которого являлось создание в тюрьмах специальных зон для лиц, привлеченных к уголовной ответственности за экстремизм, в том числе и в сети Интернет.
Французские власти намерены ввести жесткий контроль над сайтами, пропагандирующими терроризм и экстремизм. В большинстве стран наказываются только создатели таких сайтов, однако правительство Франции пообещало, что в Республике ответить перед законом придется также и посетителям сайтов. Речь идет и о применении к данным лицам мер уголовно-правового характера.
В ноябре 2015 года правительством Франции был принят закон, позволяющий осуществлять досудебную блокировку экстремистских интернет - ресурсов. Провайдеры могут попросить удалить с сайтов запрещенную информацию без решения суда. Если этого не произошло в течение суток, то провайдер имеет право заблокировать данный ресурс.
5 июля 2019 г. национальное собрание Франции приняло проект, позволяющий требовать от интернет-компаний, таких как Facebook и Google, удалять контент, содержащий агрессивные высказывания. Положение является частью более обширного законопроекта, позволяющего французским властям требовать от социальных сетей удалять сообщения, содержащие агрессивную риторику, в течение 24 часов после их обнаружения. Для полного утверждения законопроект должен быть одобрен сенатом — верхней палатой французского парламента.
Под определение агрессивной риторики, согласно положениям законопроекта, попадают высказывания или видеозаписи, содержащие призывы к насилию или высказывания, дискриминирующие по расовым или религиозным признакам. Помимо этого, ограничения касаются видеороликов или сообщений, поддерживающих терроризм или насилие. В случае невыполнения компаниями этих требований им может грозить штраф в размере до 1,25 миллиона евро.
Идею законопроекта ранее в этом году предложил президент Франции Эммануэль Макрон на фоне роста антисемитских инцидентов и увеличения числа экстремистских высказываний в интернете.
Уголовный кодекс Франции состоит из четырех книг, которые, в свою очередь, поделены на разделы, главы, части и подчасти.
Именно в последней, Книге четвертой УК - ответственности за террористические преступления и за участие в объединении преступников - организованной преступной группировке - посвящены, соответственно, разделы II и IV. Раздел II состоит из двух глав: глава 1 - "О террористических актах" (ст. 421-1 - 421-4), глава 2 - "Особые положения" (ст. 422-1 - 422-5). В главе 1 дается понятие терроризма и содержатся нормы, предусматривающие наказание за него. Глава 2 предусматривает возможность освобождения виновных лиц от наказания за террористические преступления, а также устанавливает дополнительные наказания за эти преступления и регулирует ответственность юридических лиц, участвующих в террористических актах или способствующих их совершению.
К террористическим актам УК Франции относит:
- изготовление или хранение смертоносных или взрывчатых средств и устройств;
- производство, продажу, импорт или экспорт взрывчатых веществ;
- приобретение, хранение, транспортировку или незаконное ношение взрывчатых веществ или устройств, изготовленных с использованием этих веществ;
- хранение, ношение и транспортировку оружия и боеприпасов первой и четвертой категории;
- разработку, изготовление, хранение, складирование, приобретение и передачу микробиологических и биологических веществ, представляющих опасность как для окружающей среды, так и для здоровья или жизни людей;
- использование химического оружия и запрещенных химических продуктов;
- производство химического оружия и боеприпасов;
- руководство и организация групп, имеющих целью использование, производство, складирование, владение, хранение, приобретение, передачу, ввоз, вывоз, транзит, торговлю или посредничество в операциях как с новым, так и со старым химическим оружием, а также с запрещенными химическими продуктами. Привлекается к уголовной ответственности за терроризм и лицо, которое провоцирует, поддерживает или подстрекает кого-либо на совершение названных действий.
Ст. 421-2-5-2 УК Франции устанавливает уголовную ответственность за распространение в сети Интернет сообщений, изображений, иных информационных действий, включающих показ преднамеренных нападений на жизнь, карается двумя годами лишения свободы и штрафом в размере 30 тысяч евро, когда такое распространение сопровождается демонстрацией приверженности к такой террористической идеологии.
Уголовное законодательство Франции в сфере противодействия терроризму отличается суровостью и репрессивностью. Данное качество следует признать адекватным уровню угроз, поскольку страна является постоянной мишенью террористических атак. Французский законодатель четко реагирует на изменение ситуации и быстро принимает меры к формированию того правового поля, которое позволяет оперативно противостоять современным угрозам. Особо следует выделить возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, криминализация кибертерроризма, расширительное толкование финансирования терроризма, а также установление ответственности за несоответствие расходов доходам лиц, причастным к террористической деятельности.
Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»