В предотвращении экстремизма в США в некоторых его штатах создаются партнерства между обществом и государством, где участвуют мэрия, правоохранительные органы, местные НПО, исламские сообщества и прочие активные группы города. К примеру, стражи порядка бывают на фестивалях, праздниках и даже похоронах, где общаются с людьми и, в случае необходимости, стараются всячески их поддержать.
По словам полицейских, они хотят дать понять гражданам, что всегда рядом, и с ними можно поговорить по-человечески. Это делается, чтобы повысить доверие населения к государству, чтобы любой гражданин чувствовал себя комфортно, обращаясь за помощью в правоохранительные органы. Также государство тесно сотрудничает с исламскими сообществами и мечетями, обеспечивая безопасность мусульман во время религиозных праздников и общих сборов в публичных местах.
В случае если человек уже встал на путь радикализации, то ему предоставляются социальные услуги, т.е. привлекают служителей местных религиозных учреждений, чтобы провести с потенциальным экстремистом необходимую работу.
А пресечение экстремизма – это уже арест подозреваемых и расследование. Сотрудники полиции при этом следят за тем, чтобы соблюдались все права граждан. Они говорят, что Конституция Америки защищает свободу слова, и это означает, что любой гражданин вправе высказывать свое мнение, даже если оно экстремистского характера.
Например: "Человек может подойти к женщине в хиджабе и начать выкрикивать, что она – террористка и прочие грубые вещи. За это полицейские не могут его арестовать, потому что они защищают свободу слова. Но если человек уже переходит к призывам к насильственному действию или сам применяет физическую силу, к примеру, срывает с женщины платок и кричит, что он убьет ее, то тогда полицейские имеют право его арестовать. Здесь очень тонкая грань между словами и действиями, поэтому им приходится быть крайне бдительными в подобных случаях".
США в борьбе с экстремизмом проявляет активность над контролем за Интернет пространством, отслеживает деятельность экстремистских группировок в Интернете, особенно на известных информационно-развлекательных порталах и в социальных СМИ, причем при наличии чрезвычайных обстоятельств правоохранительные органы могут взламывать электронную почту подозреваемых, а также отслеживать их в сетях без необходимого ордера. В штате полицейских департаментов состоят специальные сотрудники, которые работают на просторах социальных сетей, являясь одновременно и аналитиками, и агентами под прикрытием.
В американской судебной практике уголовная ответственность наступает за действия, которые именуются как «hate speech» (язык вражды) и «hated crime» (преступление на почве ненависти), то есть понятие «экстремизм» преимущественно не используется в юридической сфере. Иными словами, происходит целенаправленная борьба с распространением материалов, с речевыми практиками, а также насилием в отношении определенных социальных и этнических групп, смысловое содержание которых заключается в дискриминации, ненависти по религиозному, социальному или этническую признаку и в разжигании ненависти в общественном пространстве в отношении определенной группы.
В США нет принятых на общефедеральном уровне законов, которые регламентируют возбуждение уголовных дел по разжиганию ненависти или дискриминации, так как американское законодательство придерживается принципиальной позиции: доктрина минимального ограничения свободы слова. Однако на уровне каждого отдельного штата подобные преступления имеют правовое определение и жестко преследуются. Необходимо подчеркнуть, что ответственность за борьбу с экстремизмом, в том числе молодежным, возлагается на Department of Homeland Security – Министерство внутренней безопасности США, в котором противодействие подобным преступлениям курирует Совет внутренней безопасности. Также для повышения эффективности в борьбе с молодежными радикальными и экстремистскими течениями в США функционирует Национальный центр предупреждения преступлений, в основные задачи которого входят мониторинг и анализ всей информации о преступлениях американские нормативные правовые акты позволяют специальным подразделениям арестовывать, помещать под стражу и проводить допросы подозреваемых без санкций судебных и следственных органов.
С 2001 по 2017 год правительство США затратило на борьбу с этими явлениями 1,78 триллионов долларов.
Этот проект был профинансирован Посольством США в Кыргызской Республике. Мнения, выводы и заключения или рекомендации, выраженные здесь, представляют мнения авторов и не обязательно отображают точку зрения Государственного Департамента США»