Рубрика «Черный список судей». Единожды нарушив закон, судья теряет свою безупречность и право судить других людей.

добавлен 15 октября 2019 17:06
просмотров 5478

 

 

ОО «Институт общественного анализа» помимо мониторинга открытых судебных заседаний, мониторинга реализации судебно-правовой реформы также борется за очищение судебной ветви власти от небезупречных судей. Практика мониторинга заседаний Совета судей КР, Дисциплинарной комиссии при Совете судей КР показала, что привлечь судью к справедливой ответственности очень сложно, а порой и не возможно. Это вынудило нас создать рубрику «Черный список судей», куда будем вносить небезупречных судей и судей в отставке, рассказывая то, что они совершили и как  избежали ответственности. Народ должен знать своих небезупречных судей.

Первым номером в этом списке судья Верховного суда Кыргызской Республики Джамашева Феруза Зулумбековна. Об этом факте мы не раз писали и пытались достучаться до соответствующих  органов, чтобы привлечь судью к ответственности. Мы обращались к Генеральному прокурору КР, затем к Президенту КР в Совет безопасности КР, с просьбой провести проверку и дать правовую оценку действиям экс председателя Верховного суда КР Джамашевой Ф. З. Однако только получали отписки покрывающие данный факт, и рекомендующие обратиться в Дисциплинарную комиссию при Совете судей КР. Мы знали, что в указанных действиях есть признаки состава преступления, как превышение служебных полномочий, а также знали, что привлечь к ответственности экс председателя Верховного суда КР невозможно. Также знали, что обращение в  Дисциплинарную комиссию бесполезно, по срокам, но мы попытались и просили их провести служебное расследование по факту обращения Председателя Верховного суда КР Джамашевой Ф. З. с письмом  к Министру обороны КР Омуралиеву Т. И в случае обнаружения в действиях судьи Джамашевой Ф. З. признаков преступления, просили передать дисциплинарные материалы Генеральному прокурору КР согласно ст. 7 Закона «О Дисциплинарной комиссии при Совете судей Кыргызской Республики».

            По нашему обращению было поручено провести служебное расследование  члену Дисциплинарной комиссии Мусабековой Ч. А. В ходе служебной проверки было истребовано письменное объяснение судьи Джамашевой Ф. З., где она пояснила (из решения):

«В 2014 году, когда она работала председателем Верховного суда КР к ней обратился председатель Военного суда Ашимбеков Н. и сообщил о том, что у него была договоренность с Министром обороны КР о выделении квартиры Военному суду, и что для этого необходимо ходатайство руководителя, т.е. председателя Верховного суда КР в Министерство обороны. При этом, речь шла о предоставлении служебной квартиры Ашымбекову Н., как председателю Верховного суда Кыргызской Республики.

Учитывая, что существовавшие на тот момент Военные суды республики финансировались из бюджета, выделяемого не судебной системе, а из бюджета, выделяемого Министерству обороны Кыргызской Республики, а также то, что служебная квартира была бы предоставлена Военному суду в лице председателя и в случае прекращения полномочий Ашимбекова Н. как судьи, могла быть передана другому, нуждающемуся в жилье судье Военного суда, ею было подписано ходатайство Министру обороны КР о предоставлении квартиры, действующему на тот момент председателю Военного суда Ашимбекову Н.

При этом, отмечает, что ходатайство руководителя организации имеет просительный характер, рассматривается совместно с другими представленными документами и не имеет заранее установленной или преимущественной силы».

            В итоге Дисциплинарная комиссия пришла к следующему выводу:

«Доводы жалобы Р. Р. Карасартовой о том, что «в период с 2013 г. по 2014 г. при распределении жилья для военнослужащих в мкр. «Джал» г. Бишкек председатель Верховного суда КР Джамашева Ф. З., обращаясь с письмом к Министру обороны Омуралиеву Т. с просьбой предоставить квартиру председателю Военного суда КР Ашымбекову И., нарушила статью 14 Закона КР «О противодействии коррупции», то есть неправомерно вмешалась в деятельность другого государственного органа, и оказала неправомерное предпочтение физическому лицу при подготовке и принятии решения, затрагивающего интересы данного лица», нашли свое подтверждение частично.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Кыргызской Республики государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных Конституцией и законами.

В перечень полномочий председателя Верховного суда Кыргызской Республики, т.е. его административные функции, установленные статьей 20 Закона Кыргызской Республики «О Верховном суде и местных судах Кыргызской Республики» не входит рассмотрение вопроса о предоставлении жилья нуждающемуся судье и представление интересов судей в отношениях с другими государственными органами. Это относится к полномочиям Совета судей КР, а не председателя Верховного суда Кыргызской Республики.

В соответствии с частью 2 статьи 32 конституционного Закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» судье, нуждающемуся в жилье или в его улучшении, предоставляется служебное жилье либо компенсация затрат в связи с арендой жилья или выделяются из бюджета судебной системы достаточные финансовые средства для улучшения жилищных условий, а порядок обеспечения жильем или оказания содействия в индивидуальном жилищном строительстве определяется Правительством с согласия Совета судей.

Из  решения Дисциплинарной комиссии при Совете судей КР:

«Тем самым, судья Ф. З. Джамашева, будучи председателем Верховного суда Кыргызской Республики, подписав письмо-ходатайство о предоставлении служебного жилья судье - на тот момент председателю Военного суда Кыргызской Республики Ашымбекову Н., адресованное Министру обороны Кыргызской Республики, вышла за рамки установленных законом полномочий, что свидетельствует о грубом нарушении ею требований статьи 9 Кодекса чести судьи о добросовестном исполнении функций председателя Верховного суда Кыргызской Республику».

В итоге, что и следовало ожидать, комиссия решила в удовлетворении жалобы отказать за истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности. 

P. S. Зная то, что у нас в КР правоприменительная практика разная, действие закона избирательно, то есть одна и та же норма закона в отношении простых людей работает на полную, а в отношении власть имущих нет. Мы с самого получения информации о факте превышения полномочий председателем Верховного суда в 2017 году, в суде не надеялись, что законность восторжествует, но в тоже время молчать об этом тоже не могли. Рассказывая об этом, мы показываем, кто есть небезупречный судья. Завтра наступит другой день, и мы верим, что со временем благодаря открытости и прозрачности, и проведению реальной реформы в судебную систему придут действительно достойные люди. А пока получается, так что преступление  коррупционной направленности совершено и в нем была замешена сама председатель Верховного суда КР, то что она совершила грубые нарушения закона подтвердили, но как говорят в народе «за уши притянули» к совершению дисциплинарного проступка и пропуску срока. И это остается на совести членов Дисциплинарной комиссии, Генерального прокурора и т.д...