Сегодня 19 сентября 2019 года в Совете по отбору судей идет очередной день отбора судей в Кызыл-Кыйский городской суд Баткенской области. Отбор осуществляется СоС в составе: пред. Барыктабасовой Э., Кубатбековым А., , Кошоковой Г., Сопубековой Н., Камчыбековым Ш., Бегалиевым Т., Абдырашитовым Т., отсутствует Монолов А. Совет судей разработал критерии по определению профессиональных и волевых качеств претендента и утвердил их своим решением. Совокупность критериев состоят из: 1. компетенций, 2. личностных компетенций, 3. профессионально-мотивационных компетенций.
Компетенции составляют оценки: безупречности, образования, стажа работы, квалификационного класса, наличие ученой степени, профессиональной квалификации, выполнение дополнительной нагрузки в целях развития судебной системы, наличие декларации, качество отправления правосудия.
Давайте в рамках этой статьи рассмотрим только вопрос определения безупречности кандидата, где были установлены несколько градаций для добавления баллов, или их снижения. Так минус 4 балла можно получить если кандидат был когда то уволен по отрицательным мотивам (в том числе, на основании Декрета Временного Правительства КР, возражение Президента КР) или за предоставление недостоверных сведений по имуществу и доходам. Давайте разберем этот один критерий оценки. Если понятие безупречность применяется лишь в отношении судьи, то измерять безупречность можно только у судей и измеряя это критерием ставят увольнение по отрицательным мотивам. Разве можно человека уволенного по отрицательным мотивам вообще допускать на конкурс? А также кандидата предоставившего недостоверную информацию по имуществу и доходам – разве их можно назвать безупречным? Сразу надо гнать подальше таких.
Что касается уточнения (в том числе, на основании Декрета Временного Правительства КР, возражение Президента КР), получается что кандидаты ранее получившие от Президента возражения, у них сразу забирают минус 4 балла. Почему? Зачастую Президенты даже не встречаются с кандидатами, и совсем не знают что такое “мотивированный отказ”. На все отказы дают расплывчатый ответ в виде недостатка волевых качеств, которые потом оказываются принимаются в расчет при измерении степени безупречности кандидата. Пока мы не исключим такое вроде бесформенное влияние Президента, судейский корпус никогда не станет самостоятельным, потому что список кандидатов выстроенный по рейтингу, абсолютно ничего не означает для Президента, любого он может отклонить, даже не встретившись с ним. И возникает вопрос как Президентом измеряются волевые качества кандидатов. Отсюда, можно с уверенностью говорить, что отбор продолжает осуществляться именно Президентом, а Совет по отбору судей является только ширмой, для отвода глаз. Если отстранение Президента от этого процесса невозможно, то хотя бы надо настоять на мотивированном отказе. Мотивированный отказ может быть весомым, только после приведения данных спецпроверки. Надо вводить норму, что желающий стать судьей человек дает разрешение на спецпроверку (всесторонняя проверка со стороны ГКНБ), и данные полученные там, могут служить для мотивированного отказа. Каждый мотивированный отказ должен стать инструкцией для желающих стать судьей, народ должен видеть по каким мотивам кандидату было отказано в назначении на должность судьи и тогда многие кандидаты не пошли бы на конкурс, если бы они в своей биографии имели эпизоды не подпадающие под критерий безупречности.
Увольнение на основании Декрета Временного Правительства надо считать политическим решением, и если это решение считать весомым, то тогда почему судьи уволенные этим декретом сегодня являются: Кыргызбаев - судья КП ВС КР, Турганбеков - член Дисциплинарной Комиссии СС ВС КР; Мухамеджанов – судья ВС КР.
P.S. 11 марта 2019 года Президент Жээнбеков С.Ш. выступая на съезде судей говорил о самостоятельности этой системы и методе отбора судей, но судя по разработанным критериям в конце 2018 года данный вопрос пока не сдвинулся с места.