Таштанбеков Сагынбек Рысбекович
экс.председатель Ысык-Атинского
районного суда Чуйской области
В гражданском обществе суды и судьи являются главным источником защиты прав граждан. Роль судей в гражданском обществе уникальная и чрезвычайно важная. Чтобы реализовать свою миссию в свободном гражданском обществе, суды должны быть свободны от политического контроля и давления, как извне, так и внутри судебной системы.
Согласно действующей Конституции Кыргызской Республики независимость суда обеспечивается принципом разделения власти на законодательную, исполнительную и самостоятельную судебную ветви. Данное положение сформулировано в ст.1 Конституционного Закона « О статусе судей Кыргызской Республики » где указывается, что судебная власть в Кыргызской Республике принадлежит только судам в лице судей: Верховного Суда, Конституционной палаты, местных судов и специализированных судов, учрежденных законом. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Кыргызской Республики и закону.
Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Суть принципа независимости судей, состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия.
Опыт многих десятилетий говорит о том, что суд относится к числу таких государственных учреждений, решения которых находятся в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто граждан, так или иначе заинтересованных в результатах разбирательства конкретных дел. Отсюда и то многообразие способов и методов, используемых для оказания влияния на суды.
Судебная власть отличается от законодательной и исполнительной власти тем, что обеспечивает обязательное разрешение конфликтов в соответствии с законом. Эти решения должны приниматься не на основе политических соображений, а на основе законности. Сущность судебной власти состоит в том, что лицо обладающее ею, должны руководствоваться только законом. Граждане обращаясь за помощью в суд, вправе ожидать , что отношение к его делу будет определяться только законом, а не политическими решениями.
В истории Кыргызской Республики те, кто у власти в стране всегда относились к судьям как исполнителям государственной политики, то есть как аппаратчикам. Судьи по существу находятся в системе вертикального политического контроля. Это одновременно создает некую защиту для судей и в то же время ставит их в зависимость от других ветвей власти, которые находятся у руля власти. В результате чего часто встречаются телефонное право и коррупция.
Судебная система как самостоятельная ветвь власти, должна быть независимым от других ветвей власти и отправлять правосудие подчиняясь только Конституции и законам. Другие государственные органы и общественные образования не должны нарушать судебную компетенцию и пытаться разрешать дела, отнесенные законом к исключительной компетенции суда.
Для реформирования судебной системы, так чтобы освободить судей от политического контроля и создания открытости, прозрачности в функционировании судов необходимо: Сформировать судебный корпус в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и Конституционным законом « Совета по отбору судей Кыргызской Республики». «Совет по отбору судей Кыргызской Республики» является независимым коллегиальным органом сформированный из судей и представителей гражданского общества . Основными задачами которого являются отбор кандидатур на вакантную должность судей Верховного Суда, Конституционной палаты и местных судов .При формировании судебного корпуса «Совет по отбору судей» должен осуществлять свою деятельность на принципах независимости от политических партий и других ветвей власти, гласности, коллегиальности , добросовестности и законности.
Совет по отбору судей при проведении конкурса на должности судей Верховного Суда, Конституционной палаты и местных судов, должен уделять особое внимание на кандидата который должен отвечать требованиям Конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» где указывается, что судья должен неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики. Соблюдать правила Кодекса чести судей и избегать всего , что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи или вызвать сомнения в его честном , добросовестном , справедливом и беспристрастном отправлении правосудия . Если кандидат на должность судьи ранее работал судьей, необходимо провести анализ показателей работы и наличие дисциплинарных взысканий.
Основными классическими принципами независимости судей от политического контроля являются;
1) Пребывание в должности судьи, после назначения до предельного возраста ( при условии правомерного и безупречного поведения).
2) Запрет на несанкционированный отзыв, передачу полномочий.
3) Независимость от судей вышестоящей инстанции.
4) Надлежащее финансирование.
При соблюдении вышеуказанных принципов возможно формирование независимого от политического контроля судейского корпуса.