Верховный суд Кыргызской Республики обратился с представлением в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской Республики о признании неконституционным и противоречащим пункта 35 части 1 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 25 ноября 2011 года №223 пункту 2 статьи 3, части 3 статьи 5, частям 1, 2 статьи 6, части 9 статьи 74 Конституции Кыргызской Республики.
Отметим, что оспариваемая норма, а именно пункт 35 части 1 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» предусматривает в числе прочих полномочий Жогорку Кенеша КР — заслушивание ежегодной информации председателя Верховного суда КР о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, которое проводится с соблюдением принципа невмешательства в отправление правосудия и запрета требования отчета по конкретному судебному делу.
Норма пункта 35 части 1 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» была прописана в пункте 30 части 1 статьи 58 Конституции КР, принятой референдумом Кыргызской Республики 21 октября 2007 года, согласно которой к ведению Жогорку Кенеша относилось заслушивание ежегодных докладов председателей Конституционного суда, Верховного суда, Омбудсмена. В Конституции Кыргызской Республики, принятой на референдуме 27 июня 2010 года, в компетенции Жогорку Кенеша КР отсутствует такое полномочие. Частью 9 статьи 74 Конституции КР предусмотрено, что Жогорку Кенеш КР осуществляет иные полномочия, предусмотренные только Конституцией. Данная норма дает основание полагать, что перечень полномочий Жогорку Кенеша КР может быть предусмотрен только Конституцией и не может быть расширен законами или иными нормативными правовыми актами.
Кроме того, данная норма противоречит пункту 2 статьи 3 Конституции Кыргызской Республики, согласно которой государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципе разделения государственной власти.
Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Как было отмечено в Решении Конституционной палаты Верховного суда КР от 3 октября 2018 года «согласно данному принципу каждая из ветвей власти занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Суть такого разделения заключается в наделении каждой ветви власти относительной самостоятельностью и независимостью, а также таким объемом полномочий, который позволит обеспечить необходимое равновесие между ними, исключающее доминирование одной ветви над другими».
Оспариваемая норма закрепляет доминирование законодательной ветви власти над судебной, что влечет за собой нарушение принципа разделения властей и снижает уровень независимости судебной власти.