В Общественную Приемную Гражданского Совета по контролю судебной системы обратился гражданин Бранчаев Ж. с жалобой на судебный беспредел, учиненный судьей Октябрьского районного суда Эркебаевой Г.А. Вот как оказывается бывает в жизни! После смерти матери дом в с. Нижняя Ала-Арча по ул. Луговая 6 по завещанию остался Бранчаеву Д. и его младшему брату, который погиб в автокатастрофе. Его родная сестра Бранчаева С., пообещав купить дом, продала завещанное имущество. В 1997 г. по заявлению родных его водворили в РЦПЗ (Республиканский Центр Психического Здоровья), но, пройдя добровольное обследование, он был признан вменяемым, отдающим отчет в своих действиях. С 1998 г. по 2008 г. Бранчаев Д. со своей приемной дочерью Ириной проживал в г. Бишкек по ул. Ахунбаева 106А кв. 46, и в 2008 г. подал иск о разделе имущества в Первомайский районный суд г. Бишкек, в качестве ответчика выступала сестра Бранчаева Ж. - Бранчаева С., которая является судьей Ленинского районного суда. И тут все началось!
28 февраля 2008 г. родная дочь Бранчаева Ж. - Бранчаева А. обратилась в Октябрьский районный суд г. Бишкек с заявлением о признании своего отца недееспособным. 3 марта 2008 г. определением судьи Октябрьского районного суда Эркебаевой Г.А. назначена судебно-психиатрическая экспертиза. 13 марта 2008 г. Бранчаев Ж. сотрудниками милиции был насильно водворен в РПЦЗ г. Бишкек, хотя определение о назначении стационарной судебно-психиатрической экспертизы было вынесено судьей Эркебаевой Г.А. 27 марта 2008 г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Согласно ч.2 ст.284 ГПК КР «Назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина»: «в исключительных случаях при явном уклонении лица, в отношении которого возбуждено дело о признании его недееспособным, от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием психиатра и прокурора, может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу». В данном же случае, получается, что сначала поместили в РПЦЗ, а потом судья вынес определение с нарушением норм ГПК КР.
23 июня 2008 года решением судьи Октябрьского районного суда Эркебаевой Г.А. Бранчаев Ж., проживающий в г. Бишкек по ул. Ахунбаева 106А кв. 46, был признан недееспособным. В судебном заседании законные права и интересы Бранчаева Ж. никем не были представлены, что является грубейшим нарушением его конституционных прав. Соседи, узнав, что Бранчаева Ж. упрятали в психиатрическую больницу, встали на его защиту и обратились в прокуратуру, однако, не смогли добиться справедливости. Почему же суд принял к сведению доводы дочери Бранчаева Ж. Бранчаевой А., которая проживала отдельно от отца больше десяти лет и фактически не могла знать, как и чем живет ее отец. Суд не допросил людей, которые жили рядом с ним о его поведении и характере. Также, не понятно, почему суд, разрешая вопрос о недееспособности Бранчаева Ж. фактически разрешил вопрос о его госпитализации в недобровольном порядке. Согласно п. 1 ст. 40 Закона КР «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Выписка пациента из психиатрического стационара производится в случаях выздоровления…, а также завершения обследования или экспертизы, явившихся основаниями для помещения в стационар». Почему после экспертизы Бранчаев Ж. не был отпущен на свободу, а был водворен в психиатрическую лечебницу в с. Чым-Коргон? 14 мая 2009 г. он совершил побег из РЦПЗ. 26 июня 2009 года прошел добровольное обследование в Городском Центре медико-психологической и психотерапевтической помощи и получил заключение о том, что не имеет признаков психического расстройства. В данный момент он пытается восстановить свои законные права и интересы.
P. S. Эта история напоминает нам о недавнем прошлом, когда всеми правдами и неправдами неугодного человека могли «посадить» или упрятать в «психушку». В «бакиевские» времена такое происходило повсеместно, времена изменились, но судьи причастные к таким делам, еще продолжают работать. В течение трех лет Бранчаев Ж. остается в статусе недееспособного лица, при этом согласно закону, обжаловать решение суда первой инстанции могут его родные, однако в данном случае эти же лица и приложили все усилия, для того чтобы поместить его в психиатрическую лечебницу. Все лица и органы, куда он обращался за защитой своих прав проигнорировали его обращения.