Мониторинг работы Дисциплинарной комиссии при Совете судей КР показал, что за 2018 год трое судей были временно отстранены от должности (отстранены от исполнения обязанностей судьи) в результате того, что Дисциплинарная комиссия при Совете судей КР дала согласие на привлечение их к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого).
Дисциплинарная комиссия при Совете судей КР дала согласие на привлечение к уголовной ответственности судей:
7 сентября 2018 г. на судью Нарынского городского суда Нарынской области Джоробекову Айнагуль Мамаюнусовну;
27 сентября 2018 г. на судью Московского районного суда Чуйской области Марлеса Феликса;
15 ноября 2018 г. на судью Свердловского районного суда г. Бишкек Турдукожоева Доолотбека Тентимишовича.
Изучение и анализ законодательства КР показал, что согласно статье 25 конституционного Закона «О статусе судей Кыргызской Республики» временное отстранение судьи от должности не влечет приостановления выплат судье заработной платы и иных видов материального и социального обеспечения судьи.
Статья 25. Временное отстранение судьи от должности
1. Судья временно отстраняется от должности (отстраняется от исполнения обязанностей судьи) в случае дачи согласия Дисциплинарной комиссией при Совете судей на привлечение его к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого).
2. В случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого) Дисциплинарная комиссия при Совете судей вносит предложение о временном его отстранении от должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда Президенту для последующего внесения предложения в Жогорку Кенеш, местного суда - Президенту.
3. Временное отстранение судьи от должности не влечет приостановления выплат судье заработной платы и иных видов материального и социального обеспечения судьи.
4. Судья, временно отстраненный от должности, восстанавливается в ранее занимаемой должности (считается приступившим к исполнению обязанностей судьи) органом, его избравшим или назначившим, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о временном отстранении его от должности.
(В редакции конституционных Законов КР от 13 июня 2011 года № 41, 28 июля 2017 года № 148)
То есть отстраненный судья, привлеченный в качестве обвиняемого во время следствия, а затем и во время судебных заседаний до вынесения приговора, затем до вступления его в законную силу и до издания указа Президента будет получать заработную плату и иные виды материального и социального обеспечения судьи. Как показывает практика, это может продлиться не один год. В случае вынесения оправдательного приговора в отношении судьи вопросов нет. А если будет вынесен обвинительный приговор, то мы, народ, налогоплательщики, оказывается, будем содержать этого небезупречного судью. А это сумма с учетом заработной платы судей очень даже кругленькая. Судья первой инстанции получает заработную плату 25000 сом плюс всякие доплаты за стаж, чин и т.д. В среднем округлим и возьмем 30000 сом в месяц, за год получается 360000 сом без иных видов материального и социального обеспечения судьи. В 2018 году отстранены трое судей за год на их содержание будет потрачено около 1 080 000 сом.
Основные статьи по которым возбуждаются уголовные дела Генеральным прокурором КР в отношении судей это за совершение должностных преступлений, предусмотренных ст. 303, 304, 313, 315, 328 УК КР.
Нас заинтересовал вопрос, сколько судей были отстранены от должности, в связи с дачей Дисциплинарной комиссией при Совете судей Кыргызской Республики (Советом судей КР) согласия Генеральному прокурору Кыргызской Республики на привлечение их к уголовной ответственности с 2011 года по октябрь 2018 года? И сколько судей, отстраненных от должности, обратно восстановились в ранее занимаемой должности и приступили к исполнению обязанности судьи с 2011 года по октябрь 2018 года?
С такими вопросами мы обратились в Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики. Из ответа Судебного департамента при ВС КР стало ясно, что информацию по вопросам привлечения судей Кыргызской Республики к уголовной ответственности мы вправе получить в соответствующих органах, в полномочия которого входит рассмотрение указанных вопросов, то есть в Дисциплинарной комиссии при Совете судей КР. Так как Дисциплинарная комиссия при Совете судей Кыргызской Республики заработала недавно, мы решили обратиться в Совет судей КР, который этим занимался с 2011 года. На наш запрос пока еще официально не ответили, но устно дали знать, что такую информацию дает Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики.
Итак для дальнейшего анализа пока нам не получается заполучить официальную информацию.
Но уже точно ясно, что очень редко временно отстраненный судья восстанавливается в ранее занимаемой должности, в связи с оправдательным приговором. Это показывает, то что мы, народ, налогоплательщики содержим небезупречных судей и это не справедливо по отношению к народу.
Тем более, что законодательством установлены механизмы возмещения вреда причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.
P.S. Мы народ уже несколько раз были свидетелями того, что законодатели принимают такие НПА, где власть имущие могут себе позволить безбедное существование, тогда как простые учителя, медики, госслужащие и другие влекут жалкое существование на маленькую заработную плату. Почему мы должны содержать небезупречных судей? С этим вопросом мы будем обращаться в соответствующие органы.