С 1 января 2019 года в законную вступает Уголовно-Процессуальный кодекс КР от 2 февраля 2017 года, которым предусмотрен новый субъект уголовного процесса- следственный судья а обязанности которого входит решение вопросов досудебного производства. В связи с этим решением Совета судей КР от 20 апреля 2018 года было одобрено увеличение штатной численности судей местных судов на 56 штатных единиц. 9 октября 2018 года Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша одобрил в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики». Об этом мы писали (http://www.koom.kg/index.php?act=material&id=4440 ). На следующий день 10 октября я написала заявление Председателю Комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша Керезбекову К. К. с просьбой включить меня на заседание комитета, где будет вышеназванный законопроект будет рассмотрен во втором чтении.
18 декабря примерно в 9 часов утра мне позвонил сотрудник Жогорку Кенеша и сообщил, что сегодня в 10:00 будет рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики» во втором чтении. При этом он ответил, что мое заявление поступило к нему только вчера. Пройдя через бюро пропусков и контрольно-пропуской пункт, я попала на заседание комитета.
На заседании комитета приняли участие 12 депутатов. Керезбеков К. К. предложил проголосовать за вопросы, подлежащие рассмотрению на повестке дня. Все проголосовали «за».
На повестке дня стояли вопросы:
1. О проекте закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» (рассмотрение во втором чтении);
2. О проекте Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики» (рассмотрение во втором чтении);
3. О проекте закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере бюджетного законодательства» (рассмотрение в первом чтении).
Первым был рассмотрен в законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» (рассмотрение во втором чтении). Инициатором является депутат Парламентской фракции «Республика-Ата-Журт Сабиров М. Э. Докладчик Керезбеков К. К. доложил, что данным законопроектом расширяются права судебных исполнителей по исполнению исполнительных листов по алиментным обязательствам и размещать на официальном сайте уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики фотографии и сведения должника. Это должно повысить деятельность судебных исполнителей по взысканию долга и помочь простым гражданам в получении денежных средств. В ходе обсуждение данного вопроса было озвучено, что практика выкладывания на официальный сайт фото должника, широко распространена в соседних странах. Голосованием членов комитета, данный законопроект был одобрен и принят во втором чтении.
Далее во втором чтении был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики». Инициатором является Правительство КР. В обсуждении данного вопроса с судебного корпуса приняли участие заместитель Председателя Верховного суда КР по уголовным делам и делам об административных правонарушениях Бокоева А. К. и директор Судебного Департамента при Верховном суде КР Ибраимов Р. И. Председатель комитета, Керезбеков К. К. доложил о предлагаемых поправках, и депутаты перешли к обсуждению вопроса. Члены комитета просили дать им развернутый отчет и обоснованно объяснить им, почему необходимо увеличить штатную численность на 56 единиц и зачем нужен институт следственного судьи. Бокоев А. К. доложил, что в УПК КР предусмотрен субъект следственный судья, который будет решать такие вопросы как: законность и обоснованность задержания лица, подозреваемого, применение меры пресечения, продление сроков меры пресечения, наложение ареста на имущество или снятие ареста на имущество и другие полномочия. Увеличение штатной численности судей на 56 единиц положительно скажется на деятельности судей, которые очень загружены рассмотрением дел. Депутаты спросили, почему, раз в судебной системе не хватает судей, никто и судебной ветви власти не обращается с предложением увеличения штатной численности. Ибраимов Р. И. сказал, что он дважды обращался с данным вопросом в Правительство КР, но Правительство отказало в этом, а у судебной ветви власти нет права законодательной инициативы. Один из депутатов сказал, что судебная ветвь власти забыла или ей дали забыть, что она самостоятельная ветвь власти. Сейчас судебная система находится под Президентом и больше напоминает отдел, чем ветвь власти. Депутаты были против одобрения законопроекта во втором чтении и решили отложить рассмотрение данного вопроса на следующее заседание.
Следующим был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере бюджетного законодательства» (рассмотрение в первом чтении). Инициатором является Правительство КР, докладчиком Министр финансов КР – Жеенбаева Б. Ж. Министр финансов КР Жеенбаева Б. отметила, что внесение поправок необходимо для приведения нормативно правовых актов в соответствие с Бюджетным кодексом, который вступил в силу 1 января 2017 года. Согласно нормам принятого Бюджетного кодекса Кыргызской Республики, упраздняется норма специальных средств и вводится норма о специальных казначейских счетах, на которых будут аккумулироваться средства поступающие от предоставления государственных платных услуг в соответствии с Реестром государственных услуг, получения бюджетными учреждениями спонсорской помощи и добровольных взносов, попечительских взносов, благотворительной или грантовой помощи, отчислений от международных институтов для проведения совместной научно-исследовательской работы, средства от реализации товаров собственного производства. Все денежные средства, поступающие в виде платежей, сборов, штрафов должны зачисляться в доход республиканского бюджета. После обсуждений законопроект был одобрен в первом чтении.
На этом заседание комитета подошло к концу.
Для повышения эффективности, прозрачности и открытости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики ОО «Институт общественного анализа» осуществляет мониторинг деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в сотрудничестве с ПРООН и Правительства Швейцарии.