Символика или атрибутика экстремистской организации в социальных сетях приводит к уголовной ответственности

добавлен 13 декабря 2018 15:14
просмотров 1216

 

 

12 декабря 2018 года в Первомайском районном суде г. Бишкек председательствующий судья Сыдыков М. Р. рассмотрел уголовное дело по ст. 299-2 ч. 1. Подсудимого Орозова М. А. обвиняют в умышленном использовании символики или атрибутики экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир аль Ислами» в социальных сетях «Одноклассники» и «Фейсбук», загруженные через его сотовый телефон. Ранее на стадии следствия подсудимый, согласно ст. 42 УПК КР, отказался от дачи показаний и подписывать процессуальные документы. Судебное заседание по расписанию было назначено на 10:00, но ввиду отсутствия свободных залов, началось в 11:30. Адвокат подсудимому был предоставлен за счет государства. Судья объявил судебное заседание открытым, зачитал, какое слушается дело. Секретарь судебного заседания доложила, что явились все участники процесса. Судья установил анкетные данные подсудимого, пояснил права и обязанности. Также спросил, ознакомился ли подсудимый с обвинительным заключением. Подсудимый не был ознакомлен, отсутствовала его подпись, судья поручил прокурору дать обвинительное заключение, а затем судья решил перенести заседание на 16:00 26 декабря, для того, чтобы подсудимый ознакомился с заключением.

P. S. Подсудимый по данной статье находится под стражей, однако он и его родные не доумевают, как такое возможно за какие то непонятные символы реально сидеть за решеткой…  

Мы не раз писали о данных уголовных делах, где граждане без какого – ни будь преступного умысла становятся фигурантами уголовного дела. А все из-за  закона КР от 3 августа 2013 года за № 180 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс КР»  были внесены изменения и дополнения. Так законодатель убрал из диспозиции статьи 229-2 УК КР такой признак, как «с целью распространения». Это и привело к тому, что к уголовной ответственности стали привлекаться лица, приобретавшие и хранившие у себя религиозную литературу, которая затем по заключению экспертов оказывалась экстремистской.  Законодатель, изменив данную норму в части 1 статьи 299-2 УК КР, признающей как преступление приобретение и хранение экстремистских материалов, не указал основное условие общественной опасности таких действий как цель - распространения, и допустил тем самым криминализацию действий, не являющихся по своей сути преступными.

с 1 января 2019 года в соответствии с Законом КР от 24 января 2017 года № 10 вводится в действие Уголовный кодекс Кыргызской Республики, где новая статья 315. Изготовление, распространение экстремистских материалов

1. Изготовление, распространение, перевозка или пересыпка экстремистских материалов либо их приобретение или хранение с целью распространения, использование символики или атрибутики экстремистских организаций, а также посредством сети Интернет, -

наказываются лишением свободы II категории с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

1) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;

2) с использованием финансовой или иной материальной помощи, полученной от иностранных общественных объединений, религиозных либо иных организаций или иностранных граждан, -

наказываются лишением свободы III категории с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Эта статья в новом Уголовном кодексе также имеет много спорных и неконкретных моментов, которые приведут к разному толкованию и правоприменению.