Законопроект «Открытое небо» - одобрен

добавлен 21 ноября 2018 17:08
просмотров 2209

 

 

      20 ноября 2018 г. в Жогорку Кенеше КР был проведен мониторинг открытого заседания Комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству, где был рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Кыргызской Республики» во втором чтении.

     Инициаторами законопроекта выступают А. Нурбаев, И. Пирматов, М. Мавлянова, М. Бакиров, Н. Алимбеков, Ж. Акаев. Депутат Абдывахап Нурбаев еще в первом чтении отметил, что законопроект подготовлен в целях развития гражданской авиации, повышения авиатранспортного пассажиропотока и грузопотока, и повышения доступности международных воздушных маршрутов и авиабилетов для кыргызстанцев и иностранных туристов, через одностороннее объявление и применение политики «Открытого неба» и «пятой степени свободы воздуха» в Кыргызстане.

     «Пятая степень свободы воздуха» дает право на полёт между двумя иностранными государствами в ходе перелёта, начинающегося или заканчивающегося в своей стране. Так, депутаты предлагают разрешить иностранным воздушным суднам без получения каких-либо согласий принимать на территории Кыргызской Республики на борт воздушного судна за плату пассажиров, багаж, груз, почту для воздушных перевозок. Это говорит о том, что государство не будет вмешиваться в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок.

      В авиации насчитывается девять свобод воздушного пространства. Кыргызстан до этого предоставил четвертое право свободы. Так, согласно первой свободе предоставляется право пересекать воздушное пространство иностранного государства без посадки, второй - право на дозаправку и обслуживание в иностранном государстве по пути в другую страну, третьей - право на полёт из своей страны в другую, четвертой - право на полёт из другой страны в свою. Как правило, третья и четвертая свободы выдаются одновременно, вопрос решается на основе двустороннего соглашения. Так, к примеру, если российская компания получает право совершать полеты в Кыргызстан три раза в неделю, то и кыргызская компания получает право в неделю на три полета в Россию.

     Предлагаемый законопроект направлен на свободу действий рынка авиаперевозок путем предоставления иностранным авиакомпаниям права «пятой степени свободы воздуха» при выполнении международных воздушных перевозок. С принятием законопроекта повысится инвестиционная привлекательность страны, постепенно увеличится пассажиропоток, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на экономику Кыргызской Республики, развитию туристической отрасли.

     Законопроект предусматривает привлечение новых зарубежных авиакомпаний к полетам в/через Кыргызскую Республику и развитие добросовестной конкуренции между авиаперевозчиками, что, в свою очередь, приведет к увеличению количества авиаперевозчиков, расширению географии полетов, росту пассажиропотока, сбалансированности ценообразования в стоимости авиабилетов для населения за счет конкуренции среди авиакомпаний, появления альтернативных авиаперевозчиков и маршрутов с трендом на уменьшение стоимости авиабилетов и повышения уровня обслуживания пассажиров.

     Другие депутаты как Жумалиев К. М., Ормонов У. З., Жунус уулу Алтынбек, Сыдыков Б. выражают свои опасения по данному вопросу, что у авиационной власти Кыргызской Республики имеются существенные риски в виде:

- Вытеснения отечественных авиакомпаний, которая может привести к вымиранию отечественной отрасли гражданской авиации. Зарубежные авиакомпании, обладающие большими техническими возможностями, более современным парком воздушных судов могут вытеснить местные авиакомпании, что в свою очередь приведет к их банкротству и дальнейшему прекращению их деятельности;

- Вхождению на рынок Кыргызской Республики недобросовестных, с точки зрения выполнения международных стандартов ИКАО (ИКАО - Международная организация гражданской авиации) по безопасности полетов и авиационной безопасности, зарубежных авиакомпаний.

Бактыбек Сыдыков сказал: "Мы открываем рынок для компаний мошенников. В отечественной авиации работает порядка 10 тысяч сотрудников, что с ними будет ".

Пирматов Исхак Айтбаевич профессионально обосновывает почему не стоит бояться мошенников. Он сказал: «Открытое небо 5 степени» - это не проходной двор, все решается на основе НПА и договоров. Для чего есть государство? Многое зависит от Премьер министра, кого он подготовит на должность руководителя этой отрасли.

Кыдыралиев Умбеталы Токторалиевич сказал: «Мы должны пойти по пути либерализации этого сектора. Конкуренция повысит качество и цены пойдут вниз».

Ормонов Улугбек предложил слетать в Грузию и только потом голосовать.

Жунус уулу Алтынбек подчеркнул, что необходимо в связи с этим вопросом решать вопросы развития аэропортов, так как они практически не готовы, агентство авиации совершенно не занимается перспективой авиации.

     Авторы законопроекта отметили, что нельзя ставить интересы нескольких авиакомпаний выше интересов всех граждан Кыргызстана (по данным Агентства гражданской авиации, в Кыргызстане работает четыре авиакомпании – «Эйр Манас», «Эйр Кыргызстан», «Авиатрафик» и «Тез Жет». Последняя совершает только внутренние рейсы). «Применение политики «Открытого неба» в мире позволило увеличить пассажирооборот до 35%, снизить цены на авиабилеты от 20 до 40%, а также создать новые рабочие места», именно конкурентная среда позволит развивать гражданскую авиацию. Кроме этого, принцип пятой степени свободы воздуха уже частично работает в КР без законодательной основы. В связи с чем предлагаются поправки в Воздушный кодекс КР. Также, депутаты отметили, что привлечение крупных авиакомпаний позволит осуществлять прямые перелеты в страны дальнего зарубежья.

     Директор Департамента гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Курманбек Акышев высказал свое мнение: «Пятая свобода воздуха» считается первым шагом к реализации проекта «Открытое небо». Потом приступим к реализации других этапов. Если иностранная компания захочет летать каждый день и даже два раза в день, мы разрешим это делать. Не будет ограничений. Для этого созданы все условия. Но они не будут летать по внутренним маршрутам, чтобы говорить о препятствиях местным компаниям. Они и сами не заинтересованы занимать внутренние рейсы. Будут летать только за границу. Опасаются, что отберут пассажиров наших компаний на международных рейсах, но это условия конкурентного рынка. Это закономерность, местные компании должны будут развиваться, чтобы конкурировать с ними. В любом случае, этот проект будет полезным для нас. Мы первыми в Центральной Азии переходим к политике «Открытое небо».

Также можно отметить тот факт, что Кыргызстан с 2006 года находится в черном списке, запрещающем полеты авиакомпаний из КР над территорией ЕС. Кыргызстан попал в список на основании итогов аудита ЕС, где говорится о недостаточном уровне авиакомпаний Кыргызстана по обеспечению безопасности полета. Чтобы выйти из черного списка, Кыргызстану необходимо привести в соответствие нормативно-правовые акты по гражданской авиации, в частности, ввести изменения в Воздушный кодекс КР, а также обновить авиапарк.

     Правительство Кыргызстана начало проект «Открытое небо» 15 лет назад, но все попытки реализовать политику «Открытого неба» были безрезультатными.

      Глава кабмина Абылгазиев Мухаммедкалый Дуйшекеевич поддерживает данный проект парламента и считает, что такой шаг Правительства нацелен на развитие авиационной отрасли.

     По итогам обсуждения членами профильного комитета, законопроект был одобрен и в первом чтении, и во втором чтении. На заседании 20.11.2018 г. против выступили только Бактыбек Сыдыков и Улугбек Ормонов.

     По данным Правительства, как только будет принят закон, начнется внедрение проекта.

Для повышения эффективности, прозрачности и открытости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики ОО «Институт общественного анализа» осуществляет мониторинг деятельности Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в сотрудничестве с ПРООН и Правительства Швейцарии.