Обобщение судебной практики рассмотрения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 303 УК КР (часть II)

добавлен 06 ноября 2018 15:18
просмотров 2229

 

 

Органами следствия подсудимые Б. М., Б. В., В. К., Л. А., К. С., К. Ю., А. М., И. Ч. обвиняются в совершении преступлений при следующих обстоятельствах.

Так, подсудимый Б. В., умышленно и исключительно из корыстных побуждений, с целью преступной наживы и обогащения, путем создания на территории Кыргызской Республики финансово-кредитного учреждения – ЗАО «1», в период с января 2008 года по апрель 2010 года организовал преступные действия, выразившиеся в легализации и отмывании преступных доходов иностранных граждан при следующих обстоятельствах. Б. В.В. в целях осуществления своего преступного замысла по использованию коммерческого банка для отмывания и легализации преступных доходов с июня 2006 года ввел сына бывшего Президента КР Б.К.С. – М.Б. заместителем председателя наблюдательного совета пивоваренной компании «6» (6), а также совладельцем в инвестиционной компании «7» (7), тем самым получил со стороны последнего должную поддержку, а именно привилегии для осуществления беспрепятственной деятельности на территории Кыргызской Республики и обеспечения отсутствия реального контроля со стороны государства.

Затем, в конце 2007 года, Б. В.В. приобрел в г.Бишкек обанкротившийся «8», осуществил «ребрендинг» под названием ЗАО «1» и получил соответствующую лицензию Национального Банка Кыргызской Республики. Однако, со стороны Б.В.В. целью создания нового коммерческого банка являлось не получение прибыли от услуг «ритейл-банка», а извлечение выгоды от услуг по отмыванию и легализации преступных доходов. При этом, Б. В.В., будучи единственным акционером банка, ввел в состав руководства своих близких, а также близких людей Б. М., которых также вовлек в незаконную деятельность банка.

В дальнейшем подсудимый В.Б. организовал осуществление незаконных операций с денежными средствами с сокрытием истинного источника их происхождения в Кыргызской Республике.

По результатам рассмотрения данного дела суд приговорил:

Б.М.К. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 30 и частью 2 статьи 303; частью 6 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.4 ст.30 и ч.2 ст.303 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 17 (семнадцать) лет с конфискацией имущества и лишением права заниматься деятельностью в банковской сфере сроком на три года;

- по ч.6 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 9 лет с конфискацией имущества.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить Б.М.К. наказание в виде лишения свободы сроком 20 (двадцать) лет с конфискацией имущества и лишением права заниматься деятельностью в банковской сфере сроком на три года.

На основании статьи 60 этого же Кодекса, к назначенному наказанию частично присоединить наказание по приговору Первомайского районного суда г. Бишкек от 21 сентября 2016 года и окончательно определить Б.М.К. наказание в виде пожизненного лишения свободы со штрафом в размере пятидесяти расчетных показателей, с конфискацией имущества и лишением права занимать государственные должности сроком на три года, с отбыванием наказания в колонии особого режима.

Б. В.В. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 4 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 4 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 4 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 3 статьи 30 и частью 2 статьи 303 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.4 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.4 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.4 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.4 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.3 ст.30 и ч.2 ст.303 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 15 (пятнадцать) лет с конфискацией имущества и лишением права заниматься деятельностью в банковской сфере сроком на три года.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить Б. В.В. наказание в виде лишения свободы сроком 20 (двадцать) лет с конфискацией имущества и лишением права заниматься деятельностью в банковской сфере сроком на три года с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

В. Е. И. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить В.Е.И. наказание в виде лишения свободы сроком 20 (двадцать) лет с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

Л. А. Ю. признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить Л. А.Ю. наказание в виде лишения свободы сроком 20 (двадцать) лет с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии для осужденных женщин.

К.С.А. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики – в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить К.С.А. наказание в виде лишения свободы сроком 20 (двадцать) лет с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

К. Ю. А. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183; частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества;

- по ч.1 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет с конфискацией имущества.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить К. Ю.А. наказание в виде лишения свободы сроком 20 (двадцать) лет с конфискацией имущества с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

А. М. О. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 6 статьи 30 и частью 2 статьи 303; частью 6 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить по ним наказание:

- по ч.6 ст.30 и ч.2 ст.303 УК Кыргызской Республики в виде лишения свободы сроком на 16 (шестнадцать) лет с конфискацией имущества и лишением права занимать государственные должности в банковской сфере сроком на три года;

- по ч.6 ст.30 и ч.3 ст.183 УК Кыргызской Республики в виде лишения свободы сроком на 8 (восемь) лет с конфискацией имущества.

На основании статьи 59 этого же Кодекса, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно определить А.М.О. наказание в виде лишения свободы сроком 19 (девятнадцать) лет с конфискацией имущества и лишением права занимать государственные должности в банковской сфере сроком на три года.

На основании статьи 60 этого же Кодекса, к назначенному наказанию частично присоединить наказание по приговору Октябрьского районного суда г. Бишкек от 20 октября 2015 года и окончательно определить А. М.О. наказание в виде лишения свободы сроком на 25 (двадцать пять) лет с конфискацией имущества и лишением права занимать государственные должности сроком на три года с отбыванием наказания в колонии усиленного режима.

И. Ч. Н. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 30 и частью 3 статьи 183 Уголовного кодекса Кыргызской Республики и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 7 (семь) лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в колонии для осужденных женщин.

Меру пресечения подсудимых Б.М.К., Б. В.В., В. Е.И., Л. А.Ю., К. С.А., К. Ю.А., А. М.О. и И. Ч.Н. оставить без изменения – в виде заочного заключения под стражу.

Подсудимые А.У.О. и Сыдыков Дж. органами следствия обвиняются в том, что они, являясь генеральным директором ОсОО «Айрус» и ОсОО «Локо ЛТД» соответственно, имея устойчивые связи с бывшим мэром г.Б.Н.Т., из корыстных побуждений, встали на путь совершения умышленного особо тяжкого преступления связанного с действиями группы должностных и других лиц, направленных на незаконное получение материальных благ и преимуществ, причинивших ущерб в особо крупном размере и создающих угрозу интересам общества и государства, при процедуре закупок мусороуборочных автомашин методом неограниченных торгов по торгу No2 объявленного на 24.09.2008 года, т.е. Начальник УМТО мэрии г.Б.А.Ш., вновь 24.09.2008 года издал приказ No01-7/18 «О создании тендерной комиссии», для проведения процедур закупок мусороуборочных машин методом неограниченных торгов по торгу No2 объявленному на 06.10.2008 года

Суд первой инстанции вынося оправдательный приговор исходил из того, что  на момент издания вышеуказанного приказа, то есть на 25.08.08 года Р.С. и Б.Т. не работали в указанных должностях.

В данном тендере якобы приняли участие 2 фирмы - ОсОО «Айрус» в лице генерального директора А.У.О., и ОсОО «Локо ЛТД» в лице генерального директора Дж.Сыдыков.

Однако, А.С.П. КР и следствием установлено, что непосредственное отношение к регистрации и дальнейшей деятельности ЮО «Айрус» имеют Р.Б. - на момент заключения договора занимающий должность начальника Управления муниципальной собственности (далее - УМС) мэрии г.Бишкек, А.Ш. - начальник УМТО мэрии г.Бишкек, Р.К. - главный специалист юридического отдела УМС мэрии г.Бишкек.

Данный вывод суда соответствует разъяснениям Пленума Верховного Суда, что под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу юридического лица, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица - неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. 

В судебной практике за исследуемый период времени не имелось уголовных дел с оправдательным приговором пересмотренных вышестоящим судом.

Так, суды при рассмотрении анологичных дел коррупционного направления зачастую исходят из показаний заявителей и свидетелей. 

Трудности с квалификацией возникали в случае, когда орган предварительного следствия излишне квалифицировал незаконные действия .

Санкции ст.303 УК КР предусматривают обязательное назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

По изученным в рамках обобщения судебной практики делам данной категории обязательное дополнительное наказание назначено при всех случаях.

Так органами следствия М.Д. обвиняется в том, что он, в период с 16.12.2009 года по 19.04.2012 года занимая должность начальника управления экономики и финансов Министерства транспорта и коммуникации Кыргызской Республики, назначенный приказом министра транспорта и коммуникации Кыргызской Республики No210 к/1 от 16.12.2009 года, затем будучи в должности статс-секретаря Министерства транспорта и коммуникации Кыргызской Республики, назначенный распоряжением Премьер- министра П.К.Р. No405 от 19 апреля 2012 года, будучи должностным лицом, наделенным специальными широкими кругом служебных полномочий, по вопросам экономики и финансов, формирования бюджета и других направлений связанных с развитием отраслей транспортного комплекса, будучи обязанным строить свою служебную деятельность в строгом соответствии законодательством Кыргызской Республики, в частности Положением о Министерстве транспорта и коммуникации Кыргызской Республики (далее по тексту МТ и К КР), утверждённый постановлением П.К.Р. от 8 декабря 2009 года No746, в соответствии которой регламентировано, что министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных подразделений, находящегося в ведении Министерства, то есть в установленном порядке формирует ежегодно финансирование проектирования строительства, ремонта и содержание автомобильных дорог общего пользования, контролирует за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и.т.п., вопреки интересам службы, целью извлечения материальной выгоды для себя, в период с 2010-2013 годы встал на путь совершения особо тяжкого преступления при следующих обстоятельствах. В соответствии п.3 раздела 1, п.п.1,2 раздела 3, п.1 раздела 4, п.1 раздела 7 Положения об управлении экономии и финансов Министерства транспорта и коммуникации Кыргызской Республики (далее по тексту Положение об УЭ и ФМТ и К КР), утвержденного приказом МТ и К КР от 16 февраля 2010г. No37 регламентировано, что управление осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями, подведомственными предприятиями органами государственной власти по вопросам экономики и финансов, формирования бюджета и другими вопросами. Также на начальника управления возложено проведение работы с Министерством финансов и Ж.К.К. Республики по защите проекта бюджета Министерства на соответствующий год и осуществление контроля по его рациональному использованию. Решать вопросы ежемесячного финансирования бюджетным организациям из республиканского бюджета и осуществление контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств в подведомственных организациях Министерства. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, постановлением П.К.Р. от 04.04.2008 года за No123 утверждено Положение «О формировании перечня строек и объектов для государственных нужд и их финансировании за счет средств республиканского бюджета».

Так, в перечень объектов и строек было включено строительство автомобильной дороги «Айгулташ-Согмент-Таян», где было предусмотрено ассигнование: на 2010 год в сумме 60,0 млн. сомов, на 2011 год 60,0 млн. сомов, на 2012 год 10,0 млн. сомов и на 2013 год 12,0 млн. сомов, всего на сумму 142,0 млн. сомов. В соответствии с распоряжением П.К.Р. от 14.08.2009 года за No444-р, Министерство финансов Кыргызской Республики (далее по тексту МФ КР) было поручено предусмотреть на 2010 год 15,0 млн. сомов из средств республиканского бюджета по статье «капитальные вложения» на строительство автомобильной дороги Айгульташ- Согмент дорога Сох-Кан-Зардалы. Но, несмотря на это, МФ КР в перечень объектов и строек на 2010 год было включено строительство указанной дороги на 60,0 млн. сомов, со ссылкой на вышеуказанное распоряжение. Для строительства указанной дороги между управлением автодорог (далее УАД ОБИ) и Жалал-Абадским строительным управлением (далее ЖАСУ) в период с 2010-2013 годы были заключены договора без No от 01.10.2010 года, No51 от 03.01.2011 года и без No от 22.08.2012 года. Согласно условиям всех заключенных договоров, Заказчик обязуется выплатить Подрядчику за фактические выполненные объемы работ. Согласно распределения средств выделенных в сентябре 2010 года по статье «госкапвложения» подписанными 20.09.2010 года начальником УЭ и Ф М.Д.ым, главным бухгалтером А.Б., директором ДДХ Ы.Т. и утвержденный министром Э.И. было выделено в УАД ОБИ 25 000 000 сомов. Из указанной суммы УАД ОБИ перечислил на расчетный ЖАСУ 17 000 000 сомов. За 2010 год по строительству дороги «Айгульташ-Согмент-Таян» ЖАСУ был представлен акт выполненных работ на сумму 6 616 917 сомов. На отставшую сумму 10 383 083 сомов не были выполнены работы. Вместо того, чтобы удержать выше указанную сумму, которые не выполнены объемы работ в 2010 году, продолжались финансирование в 2011 году. Так, начальник УЭ и Ф М.Д. и министр МТ и К КР Э.И. проигнорировав требования пункта 19 вышеуказанного Положения и заключенных договоров, незаконно распределили средства выделенные по статье «госкапвложения» в июле 2011 года в размере 10 000 000 сомов, в августе 2011 года 10 000 000 сомов, в сентябре 2011 года 20 000 000 сомов и в октябре 2011 года 20 000 000 сомов. Всего 60 000 000 сомов, которые в последующем полностью было финансировано УАД ОБИ.

Аналогично, без учета фактического объема выполненных работ по указанию начальника УЭ и Ф М.Д. в УАД ОБИ в период 19 июля 2011 года по 19 декабря 2011 года было перечислено на расчетный счет ЖАСУ 59 100 000 сомов. С учетом полученных средств 2010 года ЖАСУ в 2011 году обязано было выполнить строительные работы по строительству данной дороги на сумму 69 483 083 сомов. Однако ЖАСУ было выполнено строительных работ всего лишь на 56 692 823 сомов или не довыполнено работ на сумму 12 790 260 сомов. Несмотря на вышеуказанные обстоятельства при наличии дебиторской задолженности на сумму 12 790 260 сомов, 17 июля 2012 года начальником УЭ и Ф Н.С. было распределено на строительство данной дороги 3 000 000 сомов и 16 августа 2013 года 7 000 000 сомов, всего 10 000 000 сомов и данное распределение было утверждено М.Д.ым уже, будучи в должности статс-секретаря МТ и К КР.П. финансирования УАД ОБИ также по указанию М.Д. было перечислено на расчетный счет ЖАСУ.С. стороны ЖАСУ в 2012 году выполнено строительных работ всего лишь на сумму 2 387 242 сомов и дебиторская задолженность МТ и К КР на 1 января 2013 года уже составила на сумму 20 402 918 сомов. Аналогично, согласно распределения средств выделенных по статье «госкапвложения» начальником УЭ и Ф Н.С. было распределено на строительство данной дороги в апреле 2013 года 5 000 000 сомов, в мае 2013 года 3 000 000 сомов, в июне 2013 года 3 000 000 сомов, в июле 2013 года 1 000 000 сомов, всего 12 000 000 сомов. Данные распределения были утверждены заместителем министра К.И. и перечислены согласно бюджетных реестров подписанные статс-секретарем М.Д.ым и заведующей отделом А.Б.. Из полученной суммы финансирования УАД ОБИ было перечислено на расчетный счет ЖАСУ 11 821 492 сомов. С учетом кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2013 года в сумме 20 402 918 сомов, ЖАСУ в 2013 году обязан был выполнить строительные работы по строительству данной дороги на сумму 32 224, 4 сомов. Однако ЖАСУ за 2013-2014 годы были выполнены работы всего лишь на сумму 22 850, 9 сомов и по состоянию на 1 августа 2014 года государству причинен ущерб на 9 373,4 сомов. Таким образом, всего по строительству автомобильной дороги Айгульташ-Согмент- Таян всего профинансировано в сумме 99 000 000 сом, из них перечислены на расчетный счет ЖАСУ 97 921 4, сомов, в различные организации за госэкспертизу, за ПИР, за Архстрой надзор и консультационные услуги в сумме 1 078 500 сом. Выполнено объём работ по состоянию на 1 августа 2014 года на сумму 88 548,0 сом, а на остальную сумму не были выполнены работы и выделенные средства из республиканского бюджета по статье «госкапвложения» полностью не были использованы по назначению, в результате чего государству был причинен ущерб на общую сумму 9 373 4, сомов. По объекту строительства моста через реку Сох у села Зарташ, 29.01.2008 года между УАД ОБИ.О.О.Р. и ЖАСУ был заключен трехсторонний договор на строительство моста через реку Сох у села Зарташ, автодороги Пульгон-Бурганды-Баткен с подходными дорогами 4,7 км на сумму 84 599,7 тыс. сом. Согласно п. 1.2 договора от 29.01.2008 года на ОсО.Р. возложено бурение буронабивных свай, а строительство моста, дамбы и подходные дороги 4,7 км возложено на ЖАСУ. Также, 10.09.2008 г между УАД ОБИ К.Т. и ЖАСУ М.М. был заключен договор на проведение аварийно восстановительной работы по автодороге «Пульгон-Бургонду- Баткен», сумма договора не оговорена.

В последующем 02.04.2010 года между УАД ОБИ и ЖАСУ был заключен договор на строительство моста через реку Сох у села Зарташ с подходными дорогами на сумму 17 000 000 млн. сом. Согласно п. 5.2 договора от 29.01.2008 г. и п. 3.2 договора 02.04.2010 г., Заказчик УАД ОБИ обязался произвести оплату подрядчику только за фактически выполненные объемы работ и соответственно по условиям договора, подрядчик ЖАСУ обязался обеспечить завершение всех видов работ по данному договору не позднее 21.12.2010 года. Таким образом, по объекту строительства моста через реку Сох с.Зарташ в 2008 году было профинансировано по статье «Капитальный ремонт» в сумме 17 700 000 сом, также УАД ОБИ использованы на строительство моста через реку Сох за счет средств, выделенных на строительство автомобильной дороги Пульгон-Бурганды в сумме 35 084 139 сом, в 2009 году были использованы средства в сумме 40 000 000 сом, 2010 году в сумме 42 000 000 сом. Всего с 2008-2010 годы было профинансировано 134 784 139 сомов, которое в последующем предоплатой, без залогового обеспечения полностью было перечислено на расчетный счет ЖАСУ. С 2008 года по 1 апреля 2014 года ЖАСУ было выполнено объем работ по строительству моста через реку Сох с.Зарташ на сумму 131 127 333 сомов и бюджетные средства предназначенные на строительство моста использованы не по назначению и по состоянию на 1 августа 2014 года ,согласно акта Счетной палаты Кыргызской Республики, государству причинен ущерб на сумму 3 656 806 сомов. Начальник управления экономики и финансов Министерства транспорта и коммуникации Кыргызской Р.М.Д. М. для достижения своей преступной цели вступив предварительный сговор начальником ЖАСУ А.К. заведомо зная, что по объекту строительства моста через реку Сох с.Зарташ и строительства автомобильной дороги Айгульташ-Согмент-Таян осуществлено финансирование и что по условиям договоров заказчик УАД ОБИ обязался произвести оплату подрядчику только за фактически выполненные объемы работ, действуя вопреки интересам службы из корыстных побуждений, злоупотребляя своим служебным положением, систематически давал указание начальнику УАД ОБИ К.Т. и главному бухгалтеру УАД ОБИ Б.А. о перечислении поступивших денежных средств на счет подрядчика ЖАСУ, мотивируя тем, что ЖАСУ является структурным подразделением МТ и К КР и в случае не освоения денежных средств могут быть секвестрированы со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики. После чего, начальник УАД ОБИ К.Т. и главный бухгалтер Б.А. в нарушение условий договоров и незаконного указания М.Д. перечисляли денежные средства на счет ЖАСУ. В последующем начальник ЖАСУ А.К. и заместитель начальника М.М. из денежных средств поступивших по объектам Айгулташ-Согмент-Таян и строительство моста через реку Сох у с.Зарташ передавал М.Д.у в виде отката за успешное перечисление и открытия финансирования. Так, через заместителя начальника ЖАСУ М.М.М. было передано М.Д.У в городе Бишкек, в сентябре 2010 года денежные средства в размере 1 250 000 сомов, в июле 2011 года 500 000 сомов и в августе 2011 года 500 000 сомов. Также, лично начальником ЖАСУ А.К. передано М.Д.у в конце октября 2010 года 820 000 сомов, в сентябре 2011 года 1 000 000 сомов оба раз в г. Баткен, когда М.Д. был в служебной командировке, а также денежные средства в размере 1 000 000 сомов было передано в декабре 2011 года в г. Бишкек, в его служебном кабинете. Таким образом, М.Д.У в течение 2010 и 2011 годы передали в общей сложности 5 070 000 сомов и данная сумма по кассе ЖАСУ не были закрыты.

При этом за счет полученных средств с УАД ОБИ на строительство дороги Айгульташ- Согмент-Таян в августе и октябре месяца 2011 года с кассы ЖАСУ с оформлением фиктивных документов было списано на ОсО.К. на приобретение горюче-смазочных материалов всего 5 207 742 сомов, из них по расходно-кассовым ордерам No380 от 02.08.2011г. - 983 158 сомов, No427 от 12.08.2011г. - 501 057 сомов, No498/1 от 28.08.2011 г. - 974 998 сомов, No514 от 29.08.2011 г. - 1 093 263 сомов и No727 от 13.10.2011 г. - 1650 266 сомов. В указанных расходно кассовых ордерах «подписи» о получении вышеуказанных сумм наличными были подделаны. Фактически на указанную сумму с ОсОО «Кудурет» не были получены, горюче- смазочные материалы, а для списания указанных сумм бухгалтерских документах были приложены фиктивно оформленные счета фактуры по НДС К10К5Е No127486 от 20.08.2011 г. - 501 057 сомов, No127487 от 28.08.2011 г. - 974998 сомов, No127488 от 29.08.2011 г. - 1 093 263 сомов и К11К53 No002479 от 13.10.2011 г. - 1 650 266 сомов и сопроводительными накладными на получение ГСМ.О., ОсОО «Кудурет» фактически поставку ГСМ на указанную сумму в адрес ЖАСУ по вышеуказанным документам не производила и в наличие ГСМ у данного ОсОО в таком объеме не имелась. Он же, будучи в должности статс-секретаря МТ и К КР с участием начальника УЭ и Ф Н.С. проигнорировав требования вышеуказанных в Положениях, вопреки интересам службы до заключения договора подряда и до начало строительных работ и в отсутствии фактического объема выполненных работ 16.08.2012 года из выделенных сумм с республиканского бюджета на август 2012 года в размере 102 000 000 сомов, незаконно распределил и использовал бюджетные средства по статье «капитальные вложения» на строительство дороги «Самаркандек-Мадыген-Маргум» в сумме 10 000 000 сомов. На основании данного финансового документа в виде «Распределения» в тот же день 16.08.2012 года бюджетным поручением No30919 подписанными статс-секретарем МТ и К КР М.Д.ым и заведующей отделом бухгалтерского учета и отчетности А.Б. осуществлено финансирование на строительство указанной дороги в сумме 10,0 млн. сомов через Центральное казначейство Министерство финансов Кыргызской Республики в Баткенское региональное отделение казначейства на счет УАД ОБИ. М.Д. несмотря на отсутствие заключенного договора и заведомо зная, что осуществлено финансирование по телефону дал незаконное указание начальнику УАД ОБИ К.Т. о перечисление поступивших денежных средств на счет подрядчика ЖАСУ, мотивирую тем, что ЖАСУ является структурным подразделением МТ и К КР и в случае не освоения денежных средств могут быть секвестрированы со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики. 22.08.2012 года между начальником УАД ОБИ К.Т. и начальником ЖАСУ А.К. был заключен договор на строительство дороги Самаркандек-Мадыген-Маргун с 16 по 19 км., с 35 по 44 км., и 173 км. на сумму 19,9 млн. сомов, то есть по истечению 6 дней после фактического финансирования. В нарушение условий договора, без залогового обеспечения и незаконного указания М.Д., начальник УАД ОБИ К.Т. и главный бухгалтер Б.А. УАД ОБИ предоплатой перечислено на расчетный счет ЖАСУ 24.08.2012 года в сумме 7,0 млн. сомов и 30.08.2012 года в сумме 3,0 млн. сомов, всего 10,0 млн. сомов. На полученные 10,0 млн. сомов, подрядчиком ЖАСУ по акту выполненных работ за октябрь месяц 2012 года, выполнены объемы работ всего на сумму 2 505 695 сомов, а на остальную сумму по настоящее время не выполнены строительство дорог, в результате чего государству причинен ущерб на сумму 7 494 305 сомов. В результате его умышленных и грубых нарушений действующего законодательства, своим незаконным решением о распределении в сумме 10 000 000 сомов на строительство дороги Самаркандек-Мадыген-Маргум, государству причинен ущерб на сумму 7 494 305 сомов. В соответствии актом Счетной палаты Кыргызской Республики от 15.09.2014 года, по состоянию на 01.08.2014 года по ЖАСУ числится дебиторская задолженность перед УАД ОБИ в размере 20 524 436 сомов, в том числе по строительству дороги Самаркандек-Мадыген-Дархун на сумму 7 494 305 сомов, Айгулташ-Согмент-Таян на сумму 9 373 408 сомов и по строительству моста через реку Сох у с.Зарташ с подходными дорогами 4,7 км. на сумму 3 656 806 сомов. Учитывая, что он в силу должностных полномочий осуществлял в отношении денежных ассигнований, выделяемых государством МТ и К КР правомочия по распоряжению и управлению, выделенные бюджетные средства незаконно использовал в ходе осуществления строительства вышеуказанных трех объектов, в результате чего государству причинен ущерб на общую сумму в размере 20 524 436 сомов. Указанные действия М.Д. органами следствия квалифицировано по части 2 статьи 303 У.К. Республики. А.К. занимая должность начальника Жалал-Абадского строительного управления при Государственной дирекции автомобильной дороги Бишкек-О.М. транспорта и коммуникации Кыргызской Республики (далее ЖАСУ), назначенный приказом Министра транспорта и коммуникации Кыргызской Республики No95 к/1 от 14.04.2011 года, будучи должностным лицом, наделенным специальными широкими кругом служебных полномочий, по вопросам развития автомобильных дорог общего пользования, содержания автомобильной дороги и других направлений связанное с развитием отраслей транспортного комплекса, встал на путь совершения особо тяжкого преступления при следующих обстоятельствах. Так, по объекту строительства моста через реку Сох у села Зарташ, 29.01.2008 года между начальником УАД ОБИ К.Т., директором ОсОО «Ремстроймост» С.П. и начальником Жалал-Абадское строительное управление (далее ЖАСУ) М.М. был заключен трехсторонний договор на строительства моста через реку Сох у села Зарташ автодороги Пульгон-Бурганды-Баткен с подходными дорогами 4,7 км на сумму 84 599,7 тыс. сом. Согласно п. 1.2 договора от 29.01.2008 года на ОсОО «Ремстроймост» возложено бурение буронабивных свай, а строительство моста, дамбы и подходные дороги-4,7 км возложено наЖАСУ. 10.08.2008 ., между УАД ОБИ К.Т. и ЖАСУ М.М. был заключен договор на проведение аварийно восстановительной работы по автодороге Пульгон-Бургонду-Баткен, сумма договора не оговорена. Также 02.04.2010 года между УАД ОБИ и ЖАСУ был заключен договор на строительства моста через реку Сох у села Зарташ с подходными дорогами на сумму 17 000 000 млн. сом. Согласно п.2.3 договора от 29.01.2008 г. заказчик УАД ОБИ перед началом работ обязалась оплачивать аванс в размере 10 % от стоимости работ и п. 5.2 последующая оплата будет производиться согласно обмерам количества произведенных работ, указанных ведомости объема работ с расценками, одобренными заказчиком. А по договору 02.04.2010 г. предоплата не было предусмотрена, п. 3.2 заказчик УАД ОБИ обязалась выплатить подрядчику за фактически выполненный объема работ по договору. По объекту строительства моста через реку Сох с.Зарташ с подходными дорогами 4,7 км. с МТ и К КР было получено финансирование в 2008 году в сумме 17 700 000 сом, в 2009 году 40 000 000 сом и 2010 году 42 000 000 сом, всего 99 700 000 сомов. Кроме того, на строительство указанного объекта было использовано средств финансированных на строительство дороги Пульгон-Бургонды в сумме 35 084 139 сомов. На основании предоставленной казначейской заявкой подписанными начальником УАД ОБИ К.Т. и главным бухгалтером Б.А.ым в период с 2008-2010 годы Баткенским региональным отделением казначейства на расчетный счет ЖАСУ было перечислено 134 784 139 сомов. Данные перечисления было произведено в нарушения условий договора, предоплатой и без залогового обеспечения. Со стороны ЖАСУ получив вышеуказанную сумму с 2008 года по 1 апреля 2014 года было выполнено объем работ по строительству моста через реку Сох с.Зарташ на сумму 131 127 333 сомов, тем самым по состоянию на 1 апреля 2014 года государству причинен ущерб на сумму 3 656 806 сомов. Кроме того, 01.10.2010 года между начальником УАД ОБИ К.Т. и начальником ЖАСУ М.М. заключен договор на строительство дороги Айгульташ-Согмент-Таян (9 км) на сумму 17 000 000 сомов. Пунктом 3.2 данного договора заказчик УАД ОБИ обязалась выплатить подрядчику за фактический выполненный объему работ. 20 сентября 2010 года бюджетным поручении No245 получены финансирование из республиканского бюджета на строительство дорог Пульгон-Бургонду в размере 10 000 000 сомов и Айгульташ-Согмент-Таян 15 000 000 сомов, всего 25 000 000 сомов. Однако, получив на строительство дорог Айгульташ-Согмент-Таян 15 000 000 сомов, начальником УАД ОБИ К.Т. и главным бухгалтером Б.А.ым были поданы казначейские заявки в Баткенское региональное отделение казначейство на перечисление бюджетных средств на расчетный счет ЖАСУ в сумме 17 000 000 сомов или больше на 2 000 000 сомов фактического финансирования. Так, были перечислены согласно казначейских заявок No50 от 29.06.2010 года - 10 000 000 сомов, No55 от 08.07.2010 года - 5 500 000 сомов, No77 от 23.08.2010 года - 1 000 000 сомов и No89 от 14.09.2010 года - 500 000 тысяч сомов. Указанные денежные средства на расчетный счет ЖАСУ были перечислены в нарушении условий договора предоплатой и без залогового обеспечения. За 2010 год по строительству дороги Айгульташ-Согмент-Таян ЖАСУ был представлен акт выполненных работ на сумму 6 616 917 сомов. На отставшую сумму 10 383 083 сомов не были выполнены работы и образовалась дебиторская задолженность на данную сумму. В последующем 03.01.2011г. между начальником УАД ОБИ К.Т. и начальником ЖАСУ А.К. был заключен договор на строительство дороги Айгульташ-Согмент-Таян на сумму 60 000 000 сомов. Пунктом 2.2. данного договора подрядчик ЖАСУ обязалась завершить строительство данной дороги до 31.12.2011 года, а пунктом 3.2. заказчик УАД «ОБИ» обязалась выплатить подрядчику за фактический выполненный объему работ по договору. На строительство данной дороги МТ и К КР было произведены финансирование в июле 2011 года в размере 10 000 000 сомов, в августе 2011 года 10 000 000 сомов, в сентябре 2011 года 20 000 000 сомов и в октябре 2011 года 20 000 000 сомов, всего 60 000 000 сомов. Вместо того, чтобы удержать сумму дебиторской задолженности на 1 января 2011 года в сумме 10 383 083 сомов, без учета фактического объема выполненных работ, предоплатой, без залогового обеспечения и в нарушении условий договора с 19 июля 2011 года по 19 декабря 2011 года было перечислено на расчетный счет ЖАСУ всего 59 100 000 сомов. Основанием для перечисления указанной суммы послужили предоставленные в Баткенское региональное отделение казначейство казначейские заявки, подписанными начальником УАД ОБИ К.Т. и главным бухгалтером Б.А. No37 от 19.07.2011 года - 5 000 000 сомов, No38 от 22.07.2011 года - 4 850 000 сомов, No44 от 16.08.2011 года -10 000 000 сомов, No56 от 29.09.2011 года - 20 000 000 сомов, No72 от 30.11.2011 года - 19 000 000 сомов и No76 от 19.12.2011 года - 250 000 тысяч сомов. С учетом полученных средств 2010 года ЖАСУ в 2011 году обязана было выполнить строительные работы по строительству данной дороги на сумму 69 483 083 сомов. Однако ЖАСУ было, выполнено строительных работ всего лишь на 56 692 823 сомов или не довыполнено работ на сумму 12 790 260 сомов. 22.08.2012 года также между начальником УАД ОБИ К.Т. и начальником ЖАСУ А.К. был заключен договор на строительство дороги Айгульташ-Согмент-Таян на сумму 10 000 000 сомов. Пунктом 3.2. данного договора заказчик УАД ОБИ обязалась выплатить подрядчику за фактический выполненный объему работ по договору. Не смотря на наличия дебиторской задолженности в сумме 12 790 260 сомов и в нарушений условий договора без фактического выполнения объема работ с полученной суммы финансирования МТ и К КР в размере 10 000 000 сомов, на основании казначейской заявки подписанными начальником УАД ОБИ К.Т. и главным бухгалтером Б.А.ым (No45 от 27.07.2012 года – 1 000 000 сомов, No47 от 08.08.2012 года - 2 000 000 сомов, No50 от 21.08.2012 года - 5 000 000 сомов, No56 от 31.08.2012 года - 2 000 000 сомов). Баткенским региональным отделение казначейства были перечислены всего 10 000 000 сомов на расчетный счет ЖАСУ. Со стороны ЖАСУ в 2012 году получив 10 000 000 сомов выполнено строительных работ всего лишь на сумму 2 387 242 сомов и дебиторская задолженность УАД ОБИ на 1 января 2013 года по сравнению с предыдущим годом увеличилась и составила сумму 20 403 180 сомов. (12 790 260 + 10 000 000 - 2 387 242). Далее, 29 апреля 2013 года между начальником УАД ОБИ А.У. и начальником ЖАСУ А.К. был заключен договор на строительство дороги Айгульташ-Согмент-Таян на сумму 30 000 000 сомов. Согласно пункта 3.3. данного договора Заказчик УАД ОБИ обязалась выплатить подрядчику аванс в размере 10 % от суммы договора, а по пункту 3.2 Заказчик УАД ОБИ отставшую сумму обязалась выплатить за фактически выполненных объема работ по договору. 2013 году из МТ и К КР на строительство данной дороги получено финансирование в сумме 12 000 000 сомов. Не учитывая ранее образовавший дебиторскую задолженность в общей сумме 20 403 180 сомов, на основании предоставленной казначейской заявки подписанными начальником УАД ОБИ А.У. и главным бухгалтером Б.А.ым Баткенским региональным отделением казначейства всего были перечислены на расчетный ЖАСУ 11 821 492 сомов. С учетом задолженности по состоянию на 1 января 2013 года в сумме 20 403 180 сомов, ЖАСУ 2013 году обязан был выполнить строительные работы по строительству данной дороги на сумму 32 224 672 сомов. Однако ЖАСУ были выполнены работу всего лишь на сумму 22 477 006 сомов и по состоянию на 1 января 2014 года кредиторская задолженность составила 9 747 429 сомов. Таким образом, всего по строительству автомобильной дороги Айгульташ-Согмент- Таян всего профинансировано в сумме 99 000 000 сом, из них перечислены на расчетный счет ЖАСУ 97 921 492 сомов, в различные организации за госэкспертизу, за ПИР, за Архстрой надзор и консультационные услуги в сумме 1 078 500 сом. Выполнено объём работ по состоянию на 1 июля 2014 года на сумму 88 548 084 сом, а на остальную сумму не были выполнены работы и выделенные средства из республиканского бюджета по статье «госкапвложения» полностью не были использованы по назначению, в результате чего государству был причинен ущерб на общую сумму 9 373 408 сомов.

На основании бюджетного реестра No30919 от 16.08.2012 года МТ и К КР осуществлено финансирование на строительство дороги Самаркандек-Мадыген- Маргун в сумме 10,0 млн. сомов. После получения финансирования 22.08.2012 года между начальником УАД ОБИ К.Т. и начальником ЖАСУ А.К. был заключен договор на строительство дороги «Самаркандек-Мадыген-Маргун» с 16 по 19 км., с 35 по 44 км., и 173 км., на сумму 19,9 млн. сомов. Согласно п. 3.2, данного договора Заказчик УАД ОБИ обязалась выплатить подрядчику за фактически выполненные объемы работ по договору и по условиям договора предоплата не была предусмотрена. В нарушение условий договора, без залогового обеспечения и предоплатой на оснований предоставленной казначейской заявки подписанный начальником УАД ОБИ К.Т. и главным бухгалтером Б.А.ым No51 от 24.08.2012 года - 7 000 000 сомов и No57 от 30.08.2012 года - 3 000 000 сомов Баткенским региональным отделением казначейства были перечислены на расчетный счет ЖАСУ, всего 10,0 млн. сомов. На полученные 10,0 млн. сомов, подрядчиком ЖАСУ по акту выполненных работ за октябрь месяц 2012 года, выполнены объемы работ всего на сумму 2 505 695 сомов, а на остальную сумму по настоящее время не выполнены строительство дорог, в результате чего государству причинен ущерб на сумму 7 494 305 сомов. В соответствии актом Счетной палаты Кыргызской Республики от 15.09.2014 года, по состоянию на 01.08.2014 года по ЖАСУ числится дебиторская задолженность перед УАД «ОБИ» в размере 20 524 436 сомов, в том числе по строительству дороги: «Самаркандек-Мадыген-Дархун» на сумму 7 494 305 сомов, «Айгулташ-Согмент- Таян» на сумму 9 373 408 сомов и по строительству моста через реку Сох у с.Зарташ с подходными дорогами 4,7 км. на сумму 3 656 806 сомов. Таким образом, создана устойчивая связь между должностными лицами МТ и К КР и её структурными подразделениями в лице начальника УЭ и Ф (статс-секретаря) М.Д., УАД ОБИ К.Т.а и ЖАСУ А.К. обладающие властными полномочиями в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ. Данная устойчивая связь заключается в том, что, не смотря на грубые нарушении вышеуказанных положений, начальник УАД ОБИ К.Т. и главный бухгалтер Б.А. в нарушение условий договоров и действуя из ложно понятых интересов службы, желая выслужиться перед вышестоящим руководителем, исполняли незаконное указание начальника М.Д. о перечислении поступивших денежных средств на счет подрядчика ЖАСУ, который мотивировал тем, что ЖАСУ является структурным подразделением МТ и К КР и в случае не освоения денежных средств могут быть секвестрированы со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики, перечисляли денежные средства на счет ЖАСУ. В последующем начальник ЖАСУ А.К. и заместитель начальника М.М. из денежных средств поступивших по объектам Айгулташ-Согмент-Таян и строительство моста через реку Сох у с.Зарташ передавал М.Д.у в виде отката за успешное перечисление и открытия финансирования. Так, через заместителя начальника ЖАСУ М.М.М. было передано М.Д.у в городе Бишкек, в сентябре 2010 года денежные средства в размере 1 250 000 сомов, в июле 2011 года 500 000 сомов и в августе 2011 года 500 000 сомов. Также, лично начальником ЖАСУ А.К. передано М.Д.у в конце октября 2010 года 820 000 сомов, в сентябре 2011 года 1 000 000 сомов оба раз в г.Баткен, когда М.Д. был в служебной командировке, а также денежные средства в размере 1 000 000 сомов было передано в декабре 2011 года в г. Бишкек, в его служебном кабинете. Таким образом, М.Д.у в течение 2010 и 2011 годы передали в общей сложности 5 070 000 сомов и данная сумма по кассе ЖАСУ не были закрыты.

Суды первой и второй инстанции при вынесении оправдательного приговора по ст.303 УК КР исходили из вывода судебно-бухгалтерских экспертиз, согласно которым фактически ЖАСУ не имеет задолженности по строительству вышеуказанных двух объектов, наоборот, перед подрядчиком ЖАСУ задолженность имеет заказчик УАД ОБИ на общую сумму 22 790 700 сом.

Данный факт также подтверждается, актом сверки по состоянию на 1 ноября 2017 года, согласно которому задолженность УАД ОБИ перед ЖАСУ по трем вышеуказанным объектам составило 2 587 478 сом.

Суды также исходили из того, что  М.Д. о том, что ни от А.К., и ни от кого денежных средств не брал, не опровергнуты материалами дела, также не имеются доказательства, подтверждающие, что именно он дал указание К.Т. и Б.А. перечислить денежные средства на расчетный счет ЖАСУ на строительство автодорог, а также из того что в материалах нет данных о том, что М.Д. руководствовался незаконного получения материальных и иных благ и преимуществ, а также представление ими этих благ и преимуществ, физическим и юридическим лицам, создающее угрозу общества или государства.

Устойчивой преступной связи указанные в обвинении между должностными лицами УАД ОБИ с руководителями ЖАСУ и должностными лицами Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики в судебном заседании судом не установлено, поскольку в судебном заседании не установлен и не доказан причиненный ущерб государству или обществу.

Другие обстоятельства по уголовному делу в отношении И.К.К., И.Б.К., Э.М.Э., Ч.Л.В., А.Б.К., С.А.Д., А.К.М. которые органом следствия обвиняются в совершении умышленных особо тяжких преступлений против государственной власти Кыргызской Республики при следующих обстоятельствах. Так, И.К.К., Указом Президента Кыргызской Республики Б.К. УП No3206 от 05 сентября 2008 года был назначен на должность мэра города Токмок, в силу занимаемой должности являлся ответственным за проведение в г.Токмок государственной политики и осуществления функции исполнительной власти в пределах полномочий делегированных ему государством, был наделен со стороны государства следующими властными полномочиями: руководить на принципах единоначалия деятельностью городской управы (мэрии), координировать деятельность территориальных подразделений государственных органов, издавать приказы, распоряжения и постановления, обязательные для исполнения на территории города, руководить разработкой и осуществлением мероприятий по рациональному использованию земель и недвижимостью, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивать соблюдение законодательства Кыргызской Республики и другими полномочиями, тем самым являлся должностным лицом. И.К.К. в течении всего периода пребывания на этой высокой государственной муниципальной должности, не оправдав оказанное ему доверие, грубо попирая интересы жителей г.Токмок и государства, незаконно, систематически использовал делегированные ему государством властные полномочия в целях получения больших материальных благ узкой группой приближенных к нему должностных лиц мэрии г.Токмок и отдельных представителей частных коммерческих структур. Данные деяния выразились в совершении ряда умышленных, противоправных, системных, последовательных деяний, состоящих в создании устойчивой противоправной связи между ним, первым вице-мэром г.Токмок И.Б.К., начальником УМС мэрии г.Токмок Э.М.Э., с представителями частных коммерческих компаний А.Б.К., С.А.Д., Ч.Л.В. с целью незаконного предоставления во владение и распоряжение последних недвижимого муниципального имущества в виде ценных земельных участков из категории земель общего пользования, муниципальных зданий и помещений с земельными участками, городских бюджетных денежных средств. В последующем, изъятое муниципальное имущество и денежные средства должны были быть использованы в коммерческой деятельности, а вырученная выгода распределена между участниками данных преступных деяний. В результате их совместных противоправных действий, из собственности муниципалитета г.Токмок незаконно были выведены и переданы во владение вышеуказанных представителей частных коммерческих организаций муниципальный земельный участок общего пользования мерою 4700 кв.м. со стоимостью более 5 885 998 сомов, похищены бюджетные денежные средства в особо крупном размере, тем самым создали серьёзную угрозу интересам государства и общества. Таким образом должностные лица - мэр г.Токмок И.К.К., первый вице-мэр И.Б.К., начальник УМС мэрии г.Токмок Э.М.Э., в 2009 году, действуя организованно, согласно своего преступного плана, путем совершения нескольких противоправных действий, завуалированных под вид законных, незаконно передали во владение частной компании - ЗАО "ТЦТ" (Ч.Л.В., С.А.Д.) -муниципальный земельный участок мерою 4700 кв.м. для строительства частного торгового центра, относящийся к категории земель общего пользования, который категорически не подлежал отчуждению в силу положений земельного законодательства Кыргызской Республики.

                Суд первой инстанции оправдывая в части  обвинения о том, что И.К.К., действуя совместно с первым вице-мэром г.Токмок И.Б.К., начальником УМС мэрии г.Токмок Э.М.Э. и руководителем ОсОО "АСС" А.Б.К. и другими лицами, незаконно завладели зданиями бывшего общежития АО "А-Б" и библиотеки ЦБС-1 г.Токмок, являющихся муниципальной собственностью по заниженной стоимости, с дальнейшей перепродажей их третьим лицам по выгодной цене, с получением материальных благ, и принимая обвинительный приговор в остальной части посчитал достаточными добытые доказательства в ходе следствия.

Как видно, фактические обстоятельства абсолютно идентичны обстоятельствам другого обвинения.

Изучением установлено, что при рассмотрении уголовных дел по ст.303 УК КР судьи не всегда тщательно исследовали вопрос относится ли виновный к представителю власти, а также содержание организационнораспорядительных и административно-хозяйственных функций, которые выполнял подсудимый. В приговорах не всегда указывалось, за выполнение каких конкретных действий (бездействие) должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, получило взятку. Стоит отметить, что наиболее часто субъектами за рассматриваемый период являлись представителями власти. Данные лица признавались представителями власти по следующим признакам: являлись депутатами, занимали ответственное положение, были наделены правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, отсутствовала служебная зависимость между должностным лицом и гражданином.

Проведенный анализ судебных решений показал, что подавляющее большинство лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных ст. 303 УК  КР, были признаны виновными со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК КР т.е. за соучастие.

Изучением установлено, что субъектами преступления, предусмотренного ст. 303 УК КР являлись не только граждане КР, но и граждане иностранных государств.

В отношении лиц, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений, судам надлежит решать вопрос о конфискации имущества. Принудительному безвозмездному обращению в собственность государства подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученное в результате совершения указанного преступления, и любые доходы от этого имущества (за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу) Изучение судебной практики рассмотрения дел о преступлениях коррупционной направленности, в том числе по ст. 303 УК КР, показало, что судами в делах получившие политическую окраску требования уголовного закона о конфискации имущества, полученного в результате совершения преступления без законных оснований распространяется на имущество родственников.

При рассмотрении уголовных дел судами неукоснительно исполняются требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим преступления с использованием своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, учитываются при оценке степени общественной опасности содеянного содержание мотивов и целей, значимость функций и обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий, характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда КР и Закона « о противодействии коррупции» судам рекомендовано при рассмотрении дел о преступлениях коррупционной направленности принимать необходимые меры к выявлению причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений, ставить вопросы об их устранении в частных определениях (постановления) перед руководителями государственных, муниципальных организаций и учреждений. В ходе проведенного обобщения установлено, что не всегда суды  в должной мере выполняют данные рекомендации.

Выводы и предложения

Таким образом,  требуется подробная характеристика особенностей квалификации таких преступлений с разъяснением, в каких случаях могут применяться уголовно-правовые нормы о взяточничестве, хищении, злоупотреблении должностных полномочий или их превышении. Таким образом необходимо:

- поэтапная разработка механизма реализации в национальном антикоррупционном законодательстве статьи 20 Конвенции ООН против коррупции;

- внесение изменений в закон «О противодействии коррупции» в части уточнения понятий коррупции, получения незаконной выгоды в виде услуг неимущественного характера;

- официальное определение понятий «коррупционной преступности» и «коррупционного преступления»,