Анализ законодательства Кыргызской Республики о порядке привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Порядок рассмотрения дисциплинарных материалов в Дисциплинарной комиссии

добавлен 17 июля 2018 12:23
просмотров 2164

 

 

Порядок рассмотрения дисциплинарных материалов в Дисциплинарной комиссии состоит из следующих этапов:

  1. Внесение обращения

Граждане и юридические лица подают обращение в Дисциплинарную комиссию в виде жалоб. Обращение государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц оформляется в виде представления. Как показывает мониторинг, чаще всего в ДК обращаются граждане. Так, за наблюдаемый период в ДК поступило   обращений, из них обращений граждан - , обращений юридических лиц -, представлений государственных органов и должностных лиц- , представлений председателей судов -

Обращение должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество автора обращения, наименование юридического лица, государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц, их адреса, номер телефона - при наличии;

2) фамилию судьи, в отношении которого подано обращение;

3) дату и место совершения действий, описанных в обращении;

4) краткое описание обстоятельств дисциплинарного проступка (преступления, административного правонарушения, налагаемого в судебном порядке);

5) доказательства, свидетельствующие о совершении судьей дисциплинарного проступка (преступления, административного правонарушения, налагаемого в судебном порядке), - при их наличии;

6) дату и подпись автора обращения.

Статья 14 закона предусматривает перечень оснований для возврата обращений. Подавляющее число обратившихся в ДК просят пересмотреть судебный акт, что является основанием для возврата обращения.

2 этап. Регистрация обращения и предварительное рассмотрение обращения

Обращения подаются в секретариат Дисциплинарной комиссии. Обращения регистрируются не позднее следующего рабочего дня и передаются председателю Дисциплинарной комиссии. Председатель Дисциплинарной комиссии в течении 3-х дней передает обращение одному из членов Комиссии для проведения предварительной проверки не предмет соответствия обращения требованиям закона.

Член Дисциплинарной комиссии, ответственный за проведение предварительного рассмотрения, в течение 10 рабочих дней со дня поступления к нему обращения проводит проверку на предмет соответствия обращения статьям 13 и 14 Закона. Обращение соответствующее требованиям Закона, вместе с докладной запиской члена ДК передается председателю Дисциплинарной комиссии для изучения в течении 3 дней. При соответствии обращения требованиям закона председатель ДК передает его для проведения служебного расследования члену ДК проводившего предварительную проверку.

При несоответствии обращения требованиям Закона, решение  о возврате обращения рассматривается на заседании ДК для принятия решения об его возврате. Заседание ДК должно быть созвано в течении пяти дней.  Решение ДК о возврате обращения должно быть мотивированным

ДК может не согласиться с членом ДК проводившим проверку и принять обращение для проведения проверки.

В регламентации процедур привлечения судей к ответственности,  несмотря на наличие отдельного закона, достаточно много пробелов. Так, Закон не содержит срока проведения проверки и решения вопроса о принятия обращения к проверке. Закон не содержит также норм, регламентирующих каким актом должен быть оформлен отказ в принятии обращения и порядок обжалования и рассмотрения такого отказа. Большинство важнейших процедурных моментов регулируются Регламентом ДК, не являющегося по своей сути нормативным правовым актом.

3 этап. Проведение служебного расследования

Служебное расследование включает в себя:

1) опрос и истребование объяснений или других доказательств у судьи, в отношении которого подано обращение;

2) исследование материалов дела, рассматриваемого судьей, если обращение подано на действия или бездействие судьи, допущенные им при рассмотрении конкретного дела;

3) любые другие действия по сбору полной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших основанием для подачи обращения.

В ходе служебного расследования член Дисциплинарной комиссии вправе:

1) запросить копии соответствующих документов, в том числе из судебных дел;

2) запросить иную необходимую информацию у председателя суда, где работает судья, в отношении которого подано обращение, а также и от других государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц;

3) в случае необходимости потребовать у лица, подавшего обращение, письменные и устные объяснения, а также другие дополнительные доказательства в связи с обстоятельствами, приведенными в обращении, опросить свидетелей.

Вызывает некоторое недоумение использование в законе дефиниции «служебное расследование».[1] Сам термин «служебное расследование» является устоявшимся  и довольно широко применяемым в законодательстве. Так согласно Положению
о порядке организации и проведения служебного расследования в государственных органах и органах местного самоуправления Кыргызской Республики «служебное расследование - внутренняя проверка, рамки которой ни по кругу лиц, ни по объему не должны выходить за рамки государственного органа или органа местного самоуправления». То есть служебное расследование (проверка) это сугубо внутриведомственная проверка в отношениисвоих сотрудников. Учитывая, что механизм дисциплинарной ответственности судей, согласно международным стандартам, должен быть максимально приближен к судебным процедурам, уместно использовать в законе термины «дисциплинарное производство», «дисциплинарное дело судьи», «дисциплинарное разбирательство» и т.п.

В ходе служебного расследования член ДК вправе исследовать материалы дела, рассматриваемого судьей, если обращение подано на действия или бездействие судьи, допущенные им при рассмотрении конкретного дела

По итогам служебного расследования член Дисциплинарной комиссии в течение 5 календарных дней[2]представляет на рассмотрение Дисциплинарной комиссии справку о наличии или отсутствии состава дисциплинарного проступка в действиях (бездействиях) судьи.

Служебное расследовании проводится членом ДК не позднее 30 календарных дней со дня поступления к нему материалов.[3]Законом предусмотрено, что этот срок не включает в себя период, в течение которого судья, в отношении которого подано обращение, отсутствовал по уважительной причине. Последнее положение закона создает благоприятные условия для волокиты дисциплинарного производства, более того не совсем понятно каким образом отсутствие судьи на своем рабочем месте, может отразиться на проведении служебного расследования.

Председатель Дисциплинарной комиссии не позднее 30 календарных дней, но не раньше 10 календарных дней со дня завершения служебного расследования созывает заседание Дисциплинарной комиссии для рассмотрения жалобы или представления.

 

4 этап. Рассмотрение обращения на заседании Дисциплинарной комиссии и вынесение решения

Рассмотрение жалобы или представления начинается с представления справки членом Дисциплинарной комиссии, проводившим служебное расследование. Дисциплинарная комиссия заслушивает справку , изучает представленные материалы, задает вопросы члену Дисциплинарной комиссии, проводившему служебное расследование. В связи с этим кажется абсолютно нелепым 30-дневный срок между окончанием служебной проверки и назначением даты заседания. Члены ДК должны заранее изучить дисциплинарное дело судьи в течении установленного Регламентом срока.

Ни Закон, не Регламент не содержат  норм, обеспечивающих состязательность сторон и право сторон на представление их интересов другими лицами, ограничиваясь лишь правом знакомиться с материалами дела, давать пояснения и заявлять ходатайства. При этом из содержания Закона и Регламента невозможно определить на какой стадии сторонам дисциплинарного дела предоставляются такие права и в отношении каких обстоятельств могут быть заявлены ходатайства, не урегулировано также право сторон на заявление  отводов. В связи с этим необходимо законодательно, ясно и четко определить, что судье, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, в течении определенного срока должна быть направлена копия представления (обращения) о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности и решения ДК о проведение служебной проверки. Судья, а также иные заинтересованные и подлежащие приглашению лица должны быть извещены о времени и месте проведения заседания ДК в срок, необходимый для явки на заседание. Судье и субъекту обращения должно быть предоставлено право  знакомиться со всеми  имеющимися в дисциплинарном деле документами и материалами проверки, выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, представлять свои возражения и замечания, ходатайствовать о приобщении документов и об опросе в заседании лиц, располагающих сведениями по рассматриваемому вопросу, заявлять об отводах.

Следует законодательно предусмотреть обязательное участие судьи в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство на  заседании. И только в случае отсутствия судьи без уважительных причин при надлежащем извещении или представления  заявление с просьбой о рассмотрении дисциплинарного производства в его отсутствие обращение может быть рассмотрено без его участия.

Законом и Регламентом устанавливается, что заседания Дисциплинарной комиссии проводятся открыто, за исключением случаев, когда судья, в отношении которого подано обращение, ходатайствует о рассмотрении дела в закрытом заседании. Однако гарантийных норм, обеспечивающих открытость и гласность процедуры, как например беспрепятственная  возможность участникам заседания вести видео или аудио запись, в Законе нет. Отсутствуют также и нормы, обязывающие ДК фиксировать  ход рассмотрения дисциплинарного дела и объявление результатов ее рассмотрения техническими средствами.

Решения по итогам рассмотрения обращения на заседании, члены ДК  принимают в совещательной комнате  большинством голосов присутствующих членов. Решение принимается открытым голосованием. При равенстве голосов голос председателя является решающим. Член ДК, проводивший служебное расследование, не вправе участвовать в принятии решения.

Решение ДК должно быть мотивированным. Председатель ДК обязан огласить резолютивную часть решения перед участниками заседания. Дисциплинарная комиссия в течение 5 рабочих дней со дня оглашения резолютивной части составляет мотивировочную часть решения. Член ДК не согласный с решением ДК вправе изложить свое особое мнение. Решение ДК должно быть официально направлено сторонам дисциплинарного дела, однако ни Закон, ни Регламент не содержать норм, предписывающих в ДК обязательном порядке опубликовать решение в СМИ и на сайте ДК.

 


[1] "Расследование" терминологически предполагает  ориентированность на некую скрываемую информацию.

[2]Такой срок определен Регламентом ДК. Закон не предписывает строго придерживаться обозначенных сроков. Служебная проверка должна быть проведена не позднее 30 дней, следовательно проверка может быть завершена в течении любого времени в пределах 30 дней.. Принятие решения  право е удьеой проверки, о и четко определить, что Законе нет. такие права. и лицами.  и придти подготовленн. Принятие решения  право е удьеой проверки, о и четко определить, что Законе нет. такие права. и лицами.  и придти подготовленн

[3] В соответствии с Регламентом этот срок определен  как «в течение 25 календарных дней со дня поступления