ОО «Институт общественного анализа» ведет мониторинг судебных заседаний, в том числе и по преступлениям коррупционной направленности. К коррупционным преступлениям отнесены следующие виды уголовно-наказуемых деяний: ст. 303 УК КР (коррупция); ст. 304 УК КР (злоупотребление должностным положением); ст. 305 УК КР (превышение должностных полномочий); ст.306 УК КР (заключение контракта, осуществление государственной закупки вопреки интересам Кыргызской Республики); ст. 309 УК КР (незаконное участие в предпринимательской деятельности); ст.313 УК КР (вымогательство взятки); ст. 314 УК КР (дача взятки); ст. 315 УК КР (служебный подлог); ст. 178 УК КР (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности); ст. 179 УК КР (регистрация незаконных сделок с землей); ч.3 ст. 204 УК КР (контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения); п.2 ч.2 ст. 183 УК КР (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем лиц); ч.3 ст.171 УК КР (присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения) и другие статьи УК КР.
Изучение и анализ приговоров по преступлениям коррупционной направленности показал, что по всем статьям данной категории законодателем установлено назначение в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Данное наказание нецелесообразно и не достигает своей цели, как восстановления социальной справедливости, исправления осужденных, а также предупреждения совершения других преступлений, как осужденными, так и другими лицами.
Так в соответствии со статьей 46 УК Кыргызской Республики дополнительное наказание в виде «лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания или на срок от одного года до трех лет в качестве дополнительного наказания».
Рассмотрим применение дополнительного наказания на реальных приговорах из зала суда.
Пример №1. Из приговора от 30 октября 2017 года в отношении сотрудников правоохранительных органов, следует что их признали виновными в совершении преступления предусмотренного ч. 1 статьи 305 УК КР (менее тяжкое преступление) и назначили наказание в виде штрафа в размере двух тысяч расчетных показателей, то есть 200000 (двести тысяч) сом с лишением права занимать должности в правоохранительных органах сроком на 2 (два) года.
Согласно статье 7 закона Кыргызской республики «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» от 11 января 1994 года № 1360-XII сотрудником органов внутренних дел может быть гражданин Кыргызской Республики не имеющий судимость за уголовные преступления, независимо от того погашена или снята эта судимость.
Также закон Кыргызской республики "О прокуратуре Кыргызской Республики" от 17 июля 2009 года N 224 в пункте 4, части 3, статьи 45 предусматривает, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если имеет или имело судимость за уголовные преступления, независимо от того, погашена или снята судимость.
Из этого следует, что суд запрещает занимать определенные должности осужденному гражданину на срок, установленный в уголовном законе (от одного до пяти лет), тогда как вышеуказанные законы уже исключают это право вообще.
Пример №2. Из приговора от 17 ноября 2017 года гражданин приговорен по части 1 статьи 308 УК КР к штрафу и к лишению права занимать должности в государственных органах на срок до 3 (трех) лет.
Приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока на обжалование, то есть десяти дней. В вышеуказанном примере приговор вступил в законную силу 27 ноября 2017 года. Согласно ч. 3 ст. 46 УК КР «при назначении этого наказания в качестве дополнительного к лишению свободы, содержанию в дисциплинарной части течение срока начинается после отбытия основного наказания, установленного приговором. При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного к другим видам наказания, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу».
В данном приговоре суд наложил штраф и лишил права занимать должности в государственных органах на срок до 3 (трех) лет, высчитываем с момента вступления приговора в законную силу с 27 ноября 2017 года по 27 ноября 2020 года.
В соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" от 30 мая 2016 года № 75 в статье 19 одним из требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим и муниципальным служащим является то, что служащим не может быть лицо имеющее судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке.
Согласно статьи 76 УК Кыргызской Республики лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В данном случае судимость погашается:
(3-1) Судимость лиц, осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 224, 225 и 303-315 настоящего Кодекса, к основному наказанию в виде штрафа, погашается в соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6 части 3 настоящей статьи после полного исполнения наказания.
4) в отношении лиц, осужденных за менее тяжкие преступления, - по истечении пяти лет после отбытия наказания;
5) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Данное преступление часть 1 статьи 308 УК КР относится к тяжким преступлениям, и судимость будет считаться погашенной по истечении восьми лет после отбытия наказания, этот срок получается с 27 ноября 2017 года по 27 ноября 2025 года.
То есть вышеуказанный закон "О государственной гражданской службе и муниципальной службе" предъявляет к государственным гражданским служащим и муниципальным служащим такие требования, при которых осужденным также исключена возможность воспользоваться этим правом, то есть в те сроки, которые указаны в приговоре.
К такому выводу можно прийти при рассмотрении любого приговора с назначением дополнительного наказания в виде лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Из вышеуказанного следует, что по нормам Уголовного кодекса КР сложившаяся судебная практика запрещать занимать определенные должности осужденному гражданину нецелесообразна, так как соответствующие законы исключают или ограничивают это право.
По данному вопросу мы обратились с запросами в Верховный суд Кыргызской Республики и Генеральную прокуратуру Кыргызской Республики. Из их ответа стало ясно, что уголовный закон безальтернативно обязывает государственного обвинителя просить дополнительное наказание, а назначение судами Кыргызской Республики данного вида наказания является требованием законодательства Кыргызской Республики, устанавливающего преступность и наказуемость деяний на территории Кыргызской Республики.
Новый Уголовный кодекс Кыргызской Республики принятый в соответствии с Законом КР от 24 января 2017 года № 10 «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики…», который вводиться в действие с 1 января 2019 года, также в статье 66 «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» приведет к тому, что назначение данного вида наказаний будет также не целесообразным.
P. S. Приведенные факты и соответствующие НПА показывают, что сложившейся судебная практика по назначению дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности вследствие не целесообразности назначения такого наказания, требует изменения в соответствующие нормы Уголовного кодекса КР. С таким письмом мы обратились в Жогорку Кенеш КР. О результатах по данному вопросу мы также будем Вам рассказывать.