На нет и суда нет ….или суд есть, а денег нет

добавлен 23 марта 2012 17:58
просмотров 1768

 

 

Мурзалиева Асем – юрист аналитик Института общественного анализа.

Гражданским советом по контролю судебной системы был проведен мониторинг судебных разбирательств в судах г. Бишкек, включая районные суды, Верховный суд, Межрайонный суд г. Бишкек и Бишкекский городской суд. Цель мониторинга заключалась в выявлении уровня соответствия работы судов и судей процессуальным нормам законодательства Кыргызской Республики.   

В ходе мониторинга наблюдатели посещали не только судебные процессы, но и отмечали техническую оснащенность зданий судов, к примеру, наличие или отсутствие государственной символики в залах судебных заседаний, скамеек возле залов заседаний, общедоступных туалетов и т.д. К сожалению, на сегодняшний день ни для кого не секрет, что ограниченность финансирования и неприспособленность зданий судов для отправления правосудия делают этот процесс неудобным, некомфортным как для судейских работников, так и для людей, пришедших в суд в поисках правды.

Однако, как выяснилось, не все проблемы упираются в недостаток финансов и нехватку помещений. К примеру, в Первомайском районном суде г. Бишкек нет комнаты ни для адвокатов, ни для прокуроров. Но есть комната для частного адвоката, хоть и небольшая. В Судебном Департаменте на вопрос, кто должен обеспечить помещением адвокатов и прокуроров, ответили, что этим занимается сам суд. В другом же отделе данного департамента, сказали, что комнату выделяет Департамент по запросу суда. Председатель же данного суда ответил, что этим занимается Судебный Департамент. Так где же правда? Кто ответственен за то, чтобы у адвокатов и прокуроров был свой угол в перерывах между процессами? А тем временем, в данном суде прокуроры и адвокаты вынуждены ютиться в коридорах, сидеть в «прихожках» вместе с секретарями и помощниками судей, несмотря на то, что возможно проводят в суде целый день. Между тем, частный адвокат занимает комнату в суде. Многие скажут, что это мелочь, которая не стоит внимания. Но, из многих таких вот мелочей и мелких нарушений и складываются условия, которые непосредственно влияют на процесс отправления правосудия в нашей стране.

В процессе мониторинга выяснилось, что комнаты для адвокатов отсутствуют не только в Первомайском районном суде г. Бишкек, но и в Верховном суде, Чуйском областном суде и в Межрайонном суде г. Бишкек (к примеру, в Межрайонном суде г. Бишкек нет комнаты ни для адвокатов, ни для прокуроров). Помещения же для прокуроров не оказалось в Октябрьском районном суде и Свердловском районном суде.

Во всех судах есть доски объявлений для вывешивания расписаний процессов на текущий день с указанием кабинетов судей и залов заседаний, однако, несмотря на это, в Ленинском и Октябрьском районных судах расписания вывешиваются не на доске, а возле дверей кабинетов судей. Поэтому, если вам вдруг понадобилось прийти в один из этих судов к определенному судье, вам придется пройти два этажа в поисках необходимого кабинета.

Мониторинг технического оснащения Чуйского областного суда показывает, что суд располагает тремя залами судебных заседаний, однако, придя на процесс, возле залов вы не обнаружите ни единой скамейки, поэтому, начало разбирательства вам придется ожидать стоя. Помимо  слабого технического оснащения самого здания, можно отметить и его месторасположение, которое очень сложно найти, т.к. нет ни единого указателя, к тому же на самом здании нет вывески, которая бы указывала, что это здание Чуйского областного суда. Несмотря на это, туалеты в здании доступны и открыты для всех посетителей, также, секретари и сотрудники Чуйского областного суда намного вежливее и отзывчивее, чем сотрудники других судов.

Очень слабо обеспечены в техническом плане суды в регионах. К примеру, в Баткенском районном суде работает два секретаря, в Кадамжайском районном суде – пять, однако, ни один из них не обеспечен компьютером для осуществления делопроизводства.

Отдельной темой стоит вопрос наличия туалетов в суде и их доступность для населения. В Верховном и Бишкекском городском судах можно легко разыскать туалеты. А вот если вы оказались в Ленинском или Свердловском районном суде, то в туалет вы вряд ли попадете, т.к. уборные находящиеся там, предназначены только для сотрудников суда, каждый из которых имеет свой ключ доступа в него. Посторонних же туда не пускают, и складывается впечатление, что это не туалет, а главное хранилище или сейфовая ячейка. Поэтому, если человеку назначили процесс на 10 утра, а он начался, как обычно, с опозданием, то уж извините,  придется вам терпеть до окончания процесса. А если не хотите терпеть, в Ленинском районном суде вам придется заплатить 3 сома за посещение туалета.

Все эти проблемы, включая общую обветшалость зданий судов, давно нуждающихся в капитальном ремонте, упираются в вопросы финансирования. Сумма же бюджетных ассигнований прямо пропорциональна той картине, которую мы наблюдаем, попадая в здание суда.

Анализ структуры бюджетных расходов показал, что за последние четыре года расходы на судебную систему снизились с 0,9% в 2009 году до 0,42% в 2012 году по отношению к общим расходам республиканского бюджета. Например, финансирование Верховного суда КР с 2009 года снизилось с 85 млн. 560 тыс. сом до 77 млн. 841 тыс. сом в 2012 году. В структуре расходов Судебного Департамента на 2012 год не были предусмотрены такие статьи как: здания и сооружения, прочие услуги и служебные поездки. 

В суммарном отношении расходы на судебную систему за последние 4 года были снижены с 428 млн. 701 тыс. сом в 2009 году до 396 млн. 364 тыс. сом в 2012 году, при том, что общие расходы республиканского бюджета увеличились в 1,9 раза за этот период. Из этого можно сделать вывод о том, как государство относится к судебной ветви власти и к судебной  реформе в целом.

Система Orphus

 

Система Orphus