Выступление Нурбека Токтакунова на диалоге по судебной реформе «Основные направления судебной реформы в Кыргызской Республике», 19 марта 2012 года, отель Хаят.
"Уважаемые участники сегодняшней конференции, конференции, которая по своему замыслу должна определить дальнейшую судьбу судебной реформы!
Любые реформы невозможны без реформы судебной системы. Любые попытки милицейской реформы, всей правоохранительной системы, любые социальные или административные реформы, до реализации судебной реформы - переливание из пустого в порожнее. Без обновления судов мы не удержим состояние политической конкуренции, потому что не будет над-политической силы, которой собственно может быть только суд, пользующийся доверием общества.
Сегодня сложилась временная ситуация политической конкуренции. Но это ненадолго, система всегда стремиться уравновесится вокруг одного центра политической власти. Тысячи и тысячи чиновников, милиционеров, прокуроров, судей, всевозможных «маслокрадов», с недоумением взирают на нынешнее состояние неопределенности, когда не знаешь у кого «отмечаться», кого «благодарить» за свою спокойную и сытную жизнь и у кого искать покровительства и защиты для сокрытия неблаговидных дел. Поэтому если мы в ближайшие годы не обновим качественно и персонально судебную систему, система стабилизируется и это будет начало конца.
Все общество, НПО, бизнес, политики, все государственные институты кричат о необходимости справедливых судов, наверное именно поэтому сегодня проходит эта конференция. У нас сегодня и завтра есть шанс заложить основу настоящей судебной реформы.
Прежде всего, необходимо четко сформировать задачу.
Задача заключается в том, чтобы судьями оказались честные и независимо мыслящие люди, для которых будут созданы условия, когда мысль поощряется, а честность не наказуема.
Сегодня мыслящий судья обуза, а честность наказуема.
Задача собственно состоит из двух подзадач, которые нужно решать одновременно. Во-первых (честные и умные люди), это создание процедуры отбора, которая по возможности минимизирует неизбежные коррупционные и политические влияния и которая по максимуму способствует выявлению наиболее компетентных и независимых личностей, способных противостоять этим коррупционным и политическим влияниям.
Во-вторых, это системная реформа, обеспечивающая, гармоничное восприятие отечественным судопроизводством международных стандартов справедливого суда, эффективную систему финансирования, защищенность судей от злоупотреблений со стороны других ветвей власти и физическую неприкосновенность судей.
Сегодня сложилось два противоположных взгляда на приоритетность этих двух задач. Крайние проявления этих взглядов, это мнение, что вначале надо сменить полностью весь судейский корпус и мнение, что все дело в системе. Будет система, будут и честные судьи.
Гражданский Совет по контролю судебной системы изначально был приверженцем первого взгляда, потому что мы уверены, что независимость судьи, это, прежде всего не гарантии его безопасности и защищенности от различных влияний, а его высокая компетентность, внутренняя свобода и способность противостоять противоправному давлению. К сожалению, пока что политики переиграли гражданское общество по вопросу процесса отбора судей. Вначале мы слишком поздно включились, в процесс отбора и прозевали момент формирования Совета пот отбору судей (СОС). Мы получили тот состав СОС, который получили и оказались в тупике, потому что СОС достоин разгона, но разогнать СОС стало бы опасным прецедентом, и было выбрано меньшее из двух зол. Потом нас обошли политики, установив порядок отбора, подконтрольный политическим силам. Администрация Президента и депутаты о чем-то договорились, но «джин» гражданского контроля уже выпущен.
Но даже несмотря на несовершенную систему отбора судей, при должном гражданском контроле, вполне возможно добиться того, чтобы провести в судебную систему определенное критическое количество достойных людей. Сейчас в наших руках есть мощное оружие, это политическая конкуренция, взаимное противоборство отдельных игроков, а остальное дело сноровки и компетентности. И потом, поскольку концепция должна идти впереди законодательства, впоследствии и законодательство должно быть приведено в соответствие с концепцией.
Теперь о системной реформе. Борьба за системные изменения начинается сейчас, и мы призываем гражданское общество максимально активно включиться в этом процесс, оставив все свои дела и проекты. Для чего проекты? - чтобы изменить ситуацию, но мы никогда не изменим ситуацию, до тех пор пока не появится сила, облаченная доверием общества и правомочное судить. Эксперты определили примерные направления судебной реформы, вы их видите в программе, и мы надеемся, что наработки этих групп будут впоследствии реализованы в концепции.
Мы также надеемся, что концепция в свою очередь станет результатом консенсуса между политическими силами, гражданским обществом и здравыми силами в судейском корпусе, что минимизирует общественное противодействие ходу судебной реформы. Поэтому мы обращаемся также к политическим силам, ко всем силам, которые стоят за этими политиками и призываем вас к здравому смыслу. Мы не призываем вас к нравственности, в отношении политических игроков это было бы глупо. Вы будете продолжать воровать и злоупотреблять властью, и этот упрек не должен вызывать у вас обиду. Развращение властью, это не вопрос морали, а научный факт и природное явление. Просто договоритесь о том, что вы будете соблюдать правила игры, если кто попадется на злоупотреблениях или воровстве, вы признаете поражение и идете в тюрьму. Тогда в ваших интересах отобрать наиболее справедливых, а не наиболее послушных, потому что кому как не вам, знать, что такое искусство предательство. Сделайте это в интересах своего потомства, которое будет жить, либо в стране со справедливым судом, либо в джунглях.
При этом мы не должны забывать, что даже при самом сбалансированном механизме отправления правосудия, мозги изворотливого юриста найдут способ обмануть и его, даже при максимальных гарантиях защищенности судей, справедливое разрешение некоторых споров все же будет требовать смелости. Все системные изменения бессмысленны при отсутствии ценностей, которые были бы в сознании и душе судьи, более важными, чем материальный достаток, общественный статус или физическая безопасность. Вот как оправдывают себя нынешние судьи: «Мы не защищены, у нас маленькая зарплата, нам звонят, нам угрожают, поэтому мы не можем быть честными». Если мы будем проникаться пониманием к этим обывательским мотивам, то никогда не выберемся из этого замкнутого круга судейских размышлений.
Мы призываем судейский корпус не цепляться за свои места и сбросить с себя этот огромный груз ответственности - ответственности судить. Но если вы сознательно идете в судьи, то должны понимать, что еще долго справедливый суд будет делом рискованным и неблагодарным. Если вы окажетесь под прикрытием одной влиятельной политической силы, то никто не даст вам гарантии, что впоследствии на вас не отыграется другая политическая сила. В их распоряжении такие же «честные» прокуроры и сотрудники правоохранительных органов. И не забывайте про еще одну силу, силу гражданского контроля. Одна из важнейших технических задач судебной реформы, это открытие доступа к судебным материалам. Это стало бы половиной успеха судебной реформы, потому что как раз из-за ограниченного доступа к судебным материалам происходит значительная часть нарушений.
Мы призываю всех граждан Кыргызстана. Не давайте судьям взятки, даже если законный путь достижения справедливости хлопотен и чреват последствиями. Если ваш родственник судья, соберитесь с родственниками и дайте ему понять, что не ждут от него никаких услуг, а напротив, готовы поддерживать его материально и морально, лишь бы он судил по справедливости. Объединяйтесь и находите достойных кандидатов в судьи, потому что важно, чтобы как можно больше молодых и неиспорченных людей составили конкуренцию в ходе отбора ныне действующим судьям".