Судебная реформа по своей сути задумывалась для того, чтобы создать сильную, независимую, эффективную судебную власть, которая гарантировала бы верховенство права и справедливости в государстве.
Судебная реформа идет вот уже седьмой год! Результат озвучили многие, даже сам Президент КР на заседании Совета безопасности Кыргызской Республики 8 февраля 2018 года сказал, что многие граждане на протяжении долгого времени не могут добиться справедливости в суде и т. д.
Хотели как лучше, а получилось, как вышло. Недовольство народа судебной ветвью власти было из-за судей, которые не внушали доверия. Судебной системе нужны были судьи, которые смогли бы поднять авторитет судебной власти и вернуть доверие народа. Для этого создали такой орган, который смог бы отобрать самых безупречных и профессиональных судей в судебную систему. Однако на деле Совет по отбору судей КР не оправдал надежд. Уже первые конкурсные отборы показали, что процедура отбора судей политизирована и приводит к зависимости судей от отдельных политических сил. Также стало ясно, что отбор проходят только «нужные люди», то есть Совет выполнял чьи-то заказы. В Совете по отбору судей КР был субъективизм и коррупция о которых открыто говорили некоторые кандидаты в судьи, чиновники и депутаты. Этому свидетельство, уголовное дело где задержали директора Судебного департамента при Верховном суде КР и ведущего специалиста учебного центра Совета судей КР. Также тот факт, что после назначения выясняется, что судьей стал гражданин с судимостью, которую он скрыл. Получается, каким- то образом прошел отбор в Совете по отбору судей КР и собеседование у Президента КР. За эту подделку документа, за обман, в итоге никто как обычно ответственности не понес. Мы также рассказывали о том факте, что кандидат не прошел собеседование у Президента КР с мотивировкой «что не достаточно волевых качеств для занятия должности судьи местного суда» кандидат участвовал в конкурсе на должность судьи первой инстанции. Однако через некоторое время этот же кандидат уже прошел отбор и собеседование у Президента КР и был назначен судьей второй инстанции. То есть как и по каким критериям отбирает Президент КР знает только он сам. В итоге получаем, что среди отобранных и назначенных вновь судей есть небезупречные, которых ловили с взяткой, другим просто давали уйти по собственному желанию, чтобы не поднимать шумиху в обществе. Совет по отбору судей КР как бы в простонародье сказать был фильтром грубой очистки, то есть отбирал кандидатов и дальше представлял Президенту КР для назначения судей местных судов КР. А кандидаты в судьи Верховного суда КР и Конституционной палаты Верховного суда КР проходили отбор также у Президента КР и направлялись в Жогорку Кенеш КР для избрания. Парадокс заключается в том, что сами некоторые члены Совета по отбору судей КР были небезупречны, Депутаты Жогорку Кенеша также небезупречны и как они смогли бы отобрать безупречных судей?! В этом плане можно уверенно сказать, что результат реформы не достигнут. Отбор и назначение на должности судей проводят Совет по отбору судей КР, Президент КР, и Жогорку Кенеш КР они должны быть в ответе за судебную реформу.
«Особо хотелось бы остановиться на качестве состава судей и системе отслеживания деятельности судей. Несмотря на новшества, введенные в процесс отбора судей, как показывает практика, от реформ не видно никаких результатов, а это с каждым днем всё негативнее отражается на настроении и позиции граждан» из выступления омбудсмена Кубата Оторбаева.
Другое направление реформы было создание эффективного механизма очищения судебной ветви власти от небезупречных судей. Этими вопросами занималась Дисциплинарная комиссия Совета судей КР в составе 5 судей, решения которой обжаловались в Совет судей КР состоявший из 15 судей (включая 5 судей Дисциплинарной комиссии Совета судей КР). Этот орган не оправдал надежды граждан, так как по многим вопросам судей не привлекали к ответственности, и получалось, что «ворон ворону глаз не выклюет». Заседания данного органа по мере возможности мы пытались мониторить и открыто рассказывать гражданам, за что и как можно привлечь к ответственности судью. Также говорили, что в данном органе не хватает представителей гражданского общества для объективного рассмотрения жалоб на судей. На данный момент по новому закону сформирована Дисциплинарная комиссия при Совете судей КР из 9 членов, как отдельный орган, состоящий из представителей гражданского общества отобранных Президентом КР на 1/3 и Жогорку Кенеш КР на 1/3, и 1/3 судьи отобранные Советом судей КР. Как пойдет работа данного органа покажет время.
Судебная реформа дошла до такой стадии, когда вложены огромные силы и средства, а ожидаемого результата не получено.
Из выступления омбудсмена Кубата Оторбаева: «В последние годы из республиканского бюджета в судебную систему дополнительно были выделены более 5 млрд сомов, увеличилась заработная плата судей. В рамках различных проектов со стороны международных организаций были выделены огромные суммы. Но, тем не менее, кардинальных изменений в судебной системе не видно, доверие граждан не растет. Выросли только размеры взяток и аппетиты судей. Об этом известно не только сотрудникам ГКНБ и прокуратуры, но и высокопоставленным чиновникам из аппаратов Президента и Правительства. И некоторые из них поощряют такие неправомерные действия судей».
В рамках судебной реформы были приняты новые нормативно-правовые акты, однако получилось что, борясь с одной бедой, получаем другую. С введением в действие новых законов почему-то граждане опять же в судах не получили долгожданного правосудия. Время еще раз докажет одну простую истину- от принятых законов не будет толку, пока не начнут судьи нормально вершить правосудие. Да, судебная реформа улучшила финансирование судебной системы, строятся новые здания судов, ремонтируются старые здания и т. д. Но все эти улучшения ничего не дадут, если не будет доверия к судье. Ключевым звеном в судебной реформе является судья, то есть надо привести к судебной власти профессиональных и безупречных судей. Если этого не будет, то остальное делать теряет смысл. За годы судебной реформы в судебную систему пришли больше 70% вновь назначенных судей. Как показал мониторинг судебных заседаний, многие судьи далеки от понятия профессиональный и безупречный. Отсутствие судейского опыта и незнание норм закона приводит к судебным ошибкам, тогда как на чаше Фемиды стоит человеческое благосостояние, человеческая судьба, жизнь…
Реформа привела к тому, что судебная власть, которая должна быть независимой на самом деле зависит от Президента КР и его окружения, от депутатов Жогорку Кенеша КР, от высокопоставленных чиновников и влиятельных, богатых людей, и даже от криминальных элементов. Независимости судебной власти не будет, потому что изначально судьями становятся те кандидаты, которые зависимы или обязаны за то, что стали судьями. Такие судьи просто отрабатывают свое назначение, выполняя заказ, или просто зарабатывают деньги, продавая свои судебные акты участникам судебного процесса.
«К сожалению, дело очищения нашей жизни от коррупции не достигло того результата, которого ждёт наше общество. То, что коррупция проникла глубоко в суды, прокуратуры, финансовую полицию, Госкомитет национальной безопасности и в органы внутренних дел, должно серьезно настораживать нас всех» из выступления Президента Кыргызской Республики Жээнбекова С. Ш. на заседании Совета безопасности Кыргызской Республики 8 февраля 2018 года по вопросу «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах Кыргызской Республики».
Все это и последние события показали, что судебная реформа не вернула доверие граждан к судам, и что дальнейшее реформирование судебной системы в том же духе нельзя… Но и не реформировать тоже нельзя.