Мы вынуждены обратиться к Вам, как к Главе государства, как Председателю Совета по судебной реформе при Президенте КР, основными задачами которого является создание прозрачного, независимого, свободной от корыстных интересов и политических симпатий, идеологических предубеждений суда, выступающим гарантом законности и справедливости.
Поводом нашего обращения стали незаконные и субъективные действия Совета по отбору судей Кыргызской Республики.
Так, 09, 10 января 2018 года Советом по отбору судей Кыргызской Республики был проведен конкурсный отбор на должности судей Чуйского областного суда. При проведении данного конкурса членами Совета кандидатам были выставлены баллы. По результатам голосования члены Совета по отбору судей сочли кандидатуры Кадыркуловой А. К., Курманбаева Ж. А., Исаева Н. Р. не подлежащими предложению Президенту Кыргызской Республики. При этом действующим законодательством Кыргызской Республики не предусмотрена процедура голосования, по вопросу предложения Советом по отбору судей Президенту кандидатов на должности судей.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Конституционного Закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики»: «судья местного суда вправе не ранее восьмидесяти и не позднее шестидесяти дней до окончания срока его полномочий обратиться с заявлением в Совет по отбору судей КР о назначении его судьей местного суда. В этом случае Совет по отбору судей в двухнедельный срок со дня поступления заявления рассматривает его по правилам, предусмотренным статьей 21-1 настоящего конституционного Закона. При этом, если кандидатура не предлагается Советом по отбору судей на назначение судьей местного суда, то на предстоящую вакантную должность судьи местного суда объявляется конкурс не позднее пяти дней со дня отклонения кандидатуры действующего судьи. Такой судья вправе участвовать в других конкурсах на вакантные должности судей не ранее чем через один год со дня отклонения его кандидатуры Советом по отбору судей».
Согласно п.5 ст.95 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено, что отбор кандидатов на должности судей местных судов осуществляется Советом по отбору судей в порядке, определяемом конституционным законом.
Статья 21-1 Конституционного Закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики», гласит список кандидатов, предлагаемый Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения, формируется в порядке убывания согласно полученным баллам при прохождении конкурсного отбора. Кандидаты, получившие наибольшее количество баллов по итогам конкурса, представляются Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения в количестве, равном вакантным местам. Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор, но не представленные Президенту остаются в списке кандидатов. Представление кандидатов из соответствующего списка производится в порядке очередности, в зависимости от полученного кандидатом количества баллов, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом. Кандидаты исключаются из списка кандидатов по мере их представления Советом по отбору судей Президенту.
Из указанного видно, что Советом по отбору судей КР нарушены нормы регулирующие процедуру конкурсного отбора. Действия членов Совета по голосованию о представлении или не представлении кандидата на должность судьи являются незаконными, так как согласно п.4 ст.21-1 Конституционного Закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики», кандидаты, получившие наибольшее количество баллов по итогам конкурса, представляются Советом по отбору судей Президенту КР.
Считаем, что Совет по отбору судей превысил свои полномочия, которые, согласно обозначенным выше нормам, заключаются лишь в выставлении баллов кандидатам и представлении Президенту кандидатов, получивших наибольшее количество баллов по итогам конкурса. Данная процедура голосования на предмет представления Президенту была исключена в целях предотвращения коррупции при отборе судей.
Таким образом, Совет по отбору судей КР в нарушение действующего законодательства КР включил в процедуру отбора судей - голосование на предмет предложения Президенту Кыргызской Республики кандидатов на должности судей, не предусмотренное Конституцией и Конституционным законом КР «О статусе судей Кыргызской Республики».
Однако Совет по отбору судей ссылается на свой закон «О Совете по отбору судей», тогда куда девать закон о нормативно-правовых актах, где иерархия законов.
Согласно пункта 8 статьи 94 Конституции КР судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Совета по отбору судей в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем - до достижения предельного возраста. Необходимо отметить, что на сегодня Совет по отбору судей проводит последующий конкурсный отбор с действующими судьями, срок полномочий которых истекает (5 лет). При этом, процедура проведения конкурсного отбора действующих судей на последующий срок до достижения предельного возраста Советом судей КР не разработана, законодательно не отражено.
При этом показатели работы судьи членами Совета по отбору судей не принимались во внимание, также не установлен пороговый балл, при котором кандидат может быть представлен Президенту КР. Эти пробелы законодательства и действия Совета привели к обращению в суд не предложенных Президенту КР судей. Этот случай показывает, во-первых то, что есть несовершенство в законодательстве; во вторых, что законы могут трактоваться, так как нужно определенным силам, нет единого понимания определенных норм; в третьих, что снова и снова «наступаем на те же грабли» имитируя отбор судей как беспристрастный и честный отбор безупречных профессионалов, тогда как от голосования в третьем туре ввиду субъективизма и коррупционных рисков законодатель отказался, внеся изменения и дополнения в соответствующие НПА.
Мы неоднократно на сайте koom.kg пытались обратить внимание на данную проблему, на незаконные действия Совета по отбору судей КР все безрезультатно, отбор по данной схеме продолжается. Если отбор судей начинать с нарушения закона и своеобразного толкования то, каким образом мы хотим добиться честного, независимого и справедливого суда.
Основываясь на вышеуказанные факты, мы требуем от Президента Кыргызской Республики, Председателя Совета по судебной реформе при Президенте КР Жээнбекова С. Ш. остановить нарушение Конституционного закона КР «О статусе судей Кыргызской Республики» Советом по отбору судей КР.