Вчера в Межрайонном суде города Бишкек прошел уникальный процесс по жалобе действующих судей к Совету по отбору судей КР. Почему действующие судьи повторно проходят отбор? Потому что судьи местных судов были избраны на 5 лет и с декабря 2017 года начался отбор на те же судейские места в местных судах. Так, в Чуйском областном суде Советом по отбору судей не были представлены Президенту 3 судей. Мы об этом ранее писали. Статья здесь.
16 января 2018 года в Межрайонном суде города Бишкек состоялось 2 судебных процесса по иску судей Чуйского областного суда Курманбаева Ж. и Кадыркуловой А. к Совету по отбору судей.
Судебное разбирательство проходило под председательством судей Бекбаевой Н. и Эшалиева А.
Судьи областного суда свои доводы о незаконности недопущения их в список кандидатур для представления Президенту КР обосновали следующим:
1. Конституция КР ст. 95 п. 5. Отбор кандидатов на должности судей местных судов осуществляется Советом по отбору судей в порядке, определяемом конституционным законом. Конституционным законом является Закон “О статусе судей”.
2. Конституционный закон “О статусе судей” ст. 18. “Конкурс на замещение вакантной должности судьи местного суда” порядок отбора отсылает на ст.21-1 этого же Закона.
3. Ст.21-1 п. 4. Список кандидатов, предлагаемый Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения, формируется в порядке убывания согласно полученным баллам при прохождении конкурсного отбора.
Кандидаты, получившие наибольшее количество баллов по итогам конкурса, представляются Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения в количестве, равном вакантным местам.
Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор, но не представленные Президенту, остаются в списке кандидатов.
Представление кандидатов из соответствующего списка производится в порядке очередности, в зависимости от полученного кандидатом количества баллов, в порядке, установленном настоящим конституционным Законом. Кандидаты исключаются из списка кандидатов по мере их представления Советом по отбору судей Президенту”.
Представитель Совета по отбору судей сослался на Закон о Совете по отбору судей ст. 18. “Решения Совета” где прописывается процедура принятия Советом решений.
За историю развития института Совета по отбору судей, они имели право голосовать по кандидатурам. Данное право привело к тому, что кандидаты получившие высокие баллы по каким то неизвестным причинам не поддерживались членами Совета по отбору судей и суть отбора сводился к абсурду. После внесений изменений и дополнений в соответствующие законы, данное право “голосовать по кандидатурам” у Совета было отменено. Эти поправки были приняты чтобы исключить субъективизм и коррупцию в этом органе. Мы также критиковали что основной упор на отбор был представлен Президенту, когда он из списка мог любого кандидата по единой мотивировке “отсутствие волевых качеств” отклонить представленные Советом кандидатуры.
Сейчас, при последуещем отборе судей местных судов, в Совете по отбору судей почему то вновь начали голосовать по кандидатам. И несмотря на полученные баллы, тем более при отсутствии такого понятия как “минимальный проходной балл” члены Совета начали вновь голосовать, и по итогам голосования не представлять Президенту кандидатов получивших хорошие баллы при отборе.
В итоге в Межрайонном суде города Бишкек жалоба судей местных судов к Совету по отбору судей была оставлена без удовлетворения. Этого стоило ожидать что судьи приняли решение в пользу Совета по отбору судей, потому что сами судьи Межрайонного суда г. Бишкек скоро сами предстанут перед Советом по отбору судей. Но как же быть с Законами и законностью? Как же быть с присягой служить Родине и законности?
P.S. Если решение судей Межрайонного суда города Бишкек останется в силе, это будет свидетельствовать о разрушении целой системы власти, об отсутствии в стране законности. Почему? Потому что вновь возвращаемся к субъективности, кандидаты начнут вновь подкупать членов Совета по отбору судей КР.