Чингиз Бексултанов
финансовый аналитик «Института общественного анализа»
К 2-х уровневому бюджету мы переходили в 2007 году и результаты были колоссальные. В 2007 году органы местного самоуправления очень хорошо собрали 4% налог с товарооборота. К примеру, в 2007 году айыл-окмоту Узун Кыр собрал налог с товарооборота в 9 раз больше чем в 2006 году[1]. В том же году в пилотных айыл-окмоту доходы выросли с 36,6% до 482,7% в сравнении с предыдущим годом[2].
Сегодняшний переход с 3-х уровневого на 2-х уровневую бюджетную систему подкрепляется увеличением расщепления налогов с республиканского в местные бюджеты. Так в статье 12 проекта Закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2012 год и прогнозе на 2013 - 2014 годы» указано:
1. Налог на основе обязательного патентирования 100 процентов переходит в распоряжение местных бюджетов айылов, городов (до этого было 50%).
2. Налог за пользование недрами (роялти, за исключением стратегических полезных ископаемых: золото, нефть, газ) зачислять в местные бюджеты городов республиканского значения, городов областного значения, городов районного значения, айылов в размере 50 процентов (до этого роялти зачислялся только в республиканский бюджет).
3. Установить на 2012 год нормативы отчислений от плановых поступлений подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом, для местных бюджетов:
1) городов республиканского значения - в размере 50 процентов (было 35%);
2) городов областного значения - в размере 40 процентов (было 30%);
3) городов районного значения - в размере 40 процентов (было 30%);
4) айылов – в размере 10 процентов (не зачислялось в местные бюджеты).
Теперь, рассмотрим предлагаемые изменения расщепления налогов из республиканского в местный бюджет по отдельности:
1. Налог на основе обязательного патентирования:
До введения в силу закона о республиканском бюджете на 2012 год норматив отчисления налога на основе обязательного патентирования в местный бюджет составляло 50%. Теперь норматив отчисления, увеличившись в 2 раза, должно было увеличить доходы местного бюджета от этого налога как минимум в 2 раза, но в связи с введением закона КР «О запрете игорной деятельности» потери государственного бюджета составят 500 млн. сом. То есть, в 2012 году, несмотря на увеличение нормативов отчисления в местные бюджеты от налога на основе обязательного патентирования, в местные бюджеты поступит всего 100 млн. сом[3].
Таким образом, потери местного бюджета в 2012 году составят 150 млн. сом в сравнении с 2011 годом[4].
2. Налог за пользование недрами
До этого момента управление и сбор налога на недра считалось полной прерогативой государства. Правительство с целью решения проблемы перекрытия дорог передает 50% доходов от роялти местному бюджету.
По пункту роялти в республиканский бюджет в 2012 год от роялти должно поступить 116,3 млн.сом[5]. Значит, в местный бюджет должна поступить такая же сумма. Но в законе о республиканском бюджете есть оговорка, по которой в местные бюджеты поступит 50% налога с роялти за исключением таких стратегических полезных ископаемых как золото, нефть и газ. С учетом того, что от этих стратегических полезных ископаемых в бюджет поступает львиная доля, местные бюджеты получат гораздо меньшую сумму, чем 116,3 млн.сом.
Покроют ли дополнительные поступления в местный бюджет от роялти те риски, которые назревают с введением закона о республиканском бюджете?
Теория распределения доходных источников говорит о том, что чем неравномернее распределен доход по территориям, тем на более высоком бюджетном уровне он должен облагаться. Природные богатства распределены крайне неравномерно, и они являются достоянием всего кыргызского народа. Когда этот вопрос еще обсуждался, представителям Минфина задавали вопрос о решении передачи 50% от роялти местным бюджетам, и они обосновали свое решение тем, что везде и всюду местные жители перекрывают дорогу, протестуя против разработки. И вторым аргументом было то, что местные жители будут заинтересованы в мониторинге того, какой объем полезных ископаемых было добыто.
Но вся проблема здесь как раз и зарыта. Предположим, компания Кумтор находится на территории Барскоонского А/О и они получат 50 % налога на недра, тогда завтра Тамгинские жители перекроют дорогу, так как Кумтор загрязняет и их воздух, ломает и их дороги тоже и т.д., и т.п.
Теперь по поводу народного контроля за объемом добычи. На территорию Кумтора не могут зайти даже официальные контролирующие органы, а про жителей уж и говорить не надо. Простите за утрированный пример, Кумтор – это, конечно, нонсенс, но в Таласе есть золотые месторождения, которые являются по принадлежности Джалал-Абадскими, но добытчики ездят по Таласской дороге и загрязняют таласцам воздух и т.д. Что будем делать, если дорогу начнут (а начнут обязательно) перекрывать жители айыл окмоту, находящиеся рядом с месторождениями и не получающие ни цента за свои неудобства в связи с разработкой недр.
Если учесть поправку о стратегических полезных ископаемых, по которому местные бюджеты не будут получать роялти от разработки золоторудных месторождений, то такая же ситуация может сложиться и с другими видами разработки месторождений, от которых местные жители будут получать ущерб здоровью не меньше.
3. Подоходный налог, уплачиваемый налоговым агентом
С увеличением нормативов отчислений от подоходного налога, уплачиваемого налоговым агентом для городов республиканского значения, бюджеты городов Бишкека и Ош получат дополнительно 659,4 млн. сом, города областного значения - 93,1 млн.сом, города районного значения - 74 млн. сом, а айыл окмоту, теперь уже, получая 10% от этого налога, будут иметь дополнительно 150 млн.сом[6]. Как видно из этих цифр, от нововведений в расщеплении подоходного налога больше выигрывают города Бишкек и Ош.
Таким образом, эти нововведения не решают проблемы разрыва обеспеченности финансовыми ресурсами между городами республиканского значения и айыл окмоту.
С введением 2-х уровневого бюджета нынешняя власть провозглашает, что система МСУ становится де-юре независимой и более самостоятельной, но де-факто не подкрепляет систему МСУ дополнительными финансовыми источниками. Доказательством этому служит то, что местные бюджеты в 2012 году получат дополнительно от нововведений примерно 900 млн. сом. Это составит всего 4% от общих поступлений в местные бюджеты или 9,7% от собственных доходов местных бюджетов[7].
Несмотря на увеличение доходной части местных бюджетов в 2012 году количество дотационных айыльных округов достигнет 86%. На сегодня из 459 айыл окмоту лишь 65 самодостаточны[8].
Вышеперечисленные цифры доказывают то, что предлагаемые реформы в сфере межбюджетных финансовых отношений в реальности являются имитацией реформы и не решают социально-экономические проблемы в регионах Кыргызской Республики.
P.S. Нормативы отчислений от общегосударственных налогов и других доходов утверждаются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики и не подлежат изменению в течение трех лет[9].
[1] Отчет исследования по «Оценке влияния проводимых реформ в бюджетной сфере на деятельность органов местного самоуправления», ПРООН, стр. 31
[2] Отчет исследования по «Оценке влияния проводимых реформ в бюджетной сфере на деятельность органов местного самоуправления», ПРООН, стр. 22
[3] ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2012 ГОД И ПРОГНОЗЕ НА 2013-2014 ГОДЫ, Специальные налоговые режимы
[4] Доходы республиканского и местного бюджета за 2011 год http://portal.infosystema.kg/openbudget/income/
[5] Проект республиканского бюджета Кыргызской Республики на 2012 год и прогноз на 2013-2014 годы (Доходы), Приложение 1- 2
[6] ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2012 ГОД И ПРОГНОЗЕ НА 2013-2014 ГОДЫ, Местные бюджеты
[7] ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2012 ГОД И ПРОГНОЗЕ НА 2013-2014 ГОДЫ, Местные бюджеты
[8] Жолдош Асибалиев: Республиканский бюджет: что осталось за бортом?
[9] ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики”
«Открытый Кыргызстан»
07.03.2012