Предстоящие выборы и избирательная гонка показала ряд важных проблем и несовершенство избирательного законодательства. Некоторые из них мы затронем.
Так простому гражданину невозможно воспользоваться гарантированным Конституцией КР (статья 52) правом быть избранными в органы государственной власти… Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» предусматривает ограничение вышеуказанного пассивного права специальными условиями. Ценз оседлости предполагает проживание в республике в совокупности не менее 15 лет, возрастной ценз означает признание за лицом избирательных прав по достижению определенного возраста, то есть Президентом может быть лицо не моложе 35 лет и не старше 70 лет. Ценз гражданства означает, что Президентом может быть избран гражданин Кыргызской Республики. Ценз грамотности предполагает владение государственным языком. Помимо этого от выдвинутого кандидата требуется собрать подписи граждан в поддержку кандидата не менее чем 30 тысяч подписей избирателей, и внесение избирательного залога. Два последних условия сделали невозможным то, чтобы к власти смогли прийти новые профессиональные честные граждане. При такой системе к власти приходят, и будут приходить только мультимиллионеры и олигархи, интересы которых далеки от народа.
Согласно пункта 4 статьи 3 Конституционного закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» «не имеют права быть избранными на должность Президента, депутатом Жогорку Кенеша лица, чья судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке». Парадокс заключается в том, что Президентом или депутатом сможет стать лицо со снятой или погашенной судимостью. То есть Президент, который стоит во властной иерархии выше и назначает судей, может быть с судимостью. Помимо этого депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики - законодателем, который пишет законы, которые применяет судья в работе, также может стать человек с судимостью. Тогда как законодатель к судьям предъявляет повышенные требования, такие как отсутствие судимости (в том числе погашенной или снятой), а также то, что судьями не могут быть лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо в отношении которого уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям. Согласно здравому смыслу к кандидатам на должность Президента и депутатам Жогорку Кенеша КР должны быть такие же повышенные требования если еще и не жестче.
Так Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» устанавливает два понятия, таких как выдвижение кандидата и регистрация кандидата. С момента выдвижения от кандидата требуется заявление от кандидата о самовыдвижении либо протокол решения политической партии о выдвижении кандидата с приложенным заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Президента. Также кандидат должен предоставить: форму сведений о кандидате с указанием биографических данных; копию паспорта; справку с места работы или учебы; сертификат об уровне владения государственным языком; подписи граждан в поддержку кандидата не менее чем 30 тысяч подписей избирателей; документ, подтверждающий внесение избирательного залога. После проверки выполнения и соответствия порядку выдвижения кандидата на должность Президента требованиям Конституции и настоящего конституционного Закона Центральная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидата либо выносит мотивированное решение об отказе в регистрации.
Согласно части 5, статьи 21 КЗ «зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные политические, за исключением депутатов Жогорку Кенеша и Президента, административные государственные и муниципальные должности либо работающие в средствах массовой информации, с момента регистрации и до определения результатов выборов приостанавливают исполнение должностных или служебных полномочий».
Данная норма дает возможность использовать административный ресурс для выполнения ряда требований, которые необходимы для регистрации в качестве кандидата.
Чтобы такой возможности не было целесообразно, чтобы кандидаты, замещающие государственные политические, административные государственные и муниципальные должности либо работающие в средствах массовой информации, должны приостановить исполнение должностных или служебных полномочий с момента выдвижения и до отказа в регистрации кандидата на должность, или до определения результатов выборов».
P.S. С таким избирательным законодательством и при таких чиновниках с нашим менталитетом к власти будут приходить только «баи» с сомнительной репутацией…