Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики направлен на реализацию требований статьи 93 Конституции Кыргызской Республики, предусматривающей осуществление судебной власти, в том числе посредством административного судопроизводства.
АПК КР призван регулировать порядок судопроизводства по спорам, вытекающим из административно-правовых (публично-правовых) отношений между административными органами и (или) их должностными лицами, с одной стороны, и физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, с другой стороны, процессуальные принципы и правила рассмотрения и разрешения данных споров в суде.
В АПК КР предусматриваются:
1. Учитывая, что в административном процессе сторонами являются гражданин и государство, располагающие далеко не равными возможностями, предусмотрено введение принципа объективного расследования и положений об активной роли суда в процессе, с тем чтобы обеспечить подлинные состязательность и равноправие сторон, для чего судам дана возможность оказывать гражданину содействие в реализации его процессуальных прав.
2. Предлагается следующая инстанционность административного судопроизводства:
- суды 1-ой инстанции – межрайонные суды, рассматривают все административные дела по существу, при этом рассмотрение дел в основном осуществляется единолично, а в случаях, предусмотренных законом, коллегиально;
- суды 2-ой инстанции - апелляционный суд, судебные коллегии по административным и экономическим делам областных судов, где административные дела рассматриваются в составе трех судей с правом возвращения дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в предусмотренных Кодексом случаях (неполная апелляция)
- кассационный суд (Верховный суд Кыргызской Республики) - судебная коллегия по административным и экономическим делам Верховного суда Кыргызской Республики, рассматривающая жалобы сторон по правильности применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права в составе трех судей.
В этом случае основная проверочная деятельность будет сосредоточена в судах 2-ой инстанции, что обеспечит стабильность и единство судебной практики, соблюдение принципа правовой определенности, сокращение общих сроков судопроизводства.
3. К рассмотрению в порядке административного судопроизводства предусматривается отнести все дела о спорах, вытекающих из административно-правовых отношений.
Исключением являются дела об обжаловании постановлений государственных органов об административных правонарушениях (о проступках), о действиях (бездействии) правоохранительных органов, вытекающих из правоотношений в сфере уголовного процесса, о решениях, действиях (бездействии) судебных исполнителей при исполнении исполнительных документов.
4. В целях усиления роли стадии подготовки дела к судебному разбирательству АПК КР предусматривает институт предварительного судебного заседания, в котором участники процесса обязываются своевременно представить свои возражения, ходатайства, доказательства до назначения дела к судебному разбирательству.
5. В АПК КР предусмотрен так называемый «письменный процесс», т.е. суд вправе с согласия сторон провести судебный процесс без проведения устного разбирательства на основе представляемых сторонами письменных документов без необходимости вызова сторон. Это позволит сократить лишнюю волокиту и повлечет процессуальную экономию времени как для суда, так и для сторон.
АПК КР содержит и другие новеллы, вытекающие из характера споров, рассматриваемых административной юстицией. В Кодексе также учтены новеллы, предусмотренные в новом Гражданском процессуальном кодексе Кыргызской Республики 2017 года.
Сроки и порядок вступления в силу АПК КР предусмотрен Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, Административно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Закона Кыргызской Республики «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве» - с 1 июля 2017 года.
31 января 2017 г.