Продолжение статьи.
4. Изменения, вносимые в разделы 4, 5 Конституции КР
4.3. Относительно изменений части 3 статьи 72 Конституции:
«3. Депутат Жогорку Кенеша может быть назначен на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша. Порядок и условия реализации и ограничений других полномочий депутата, назначенного на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра определяется законами.
Отставка, освобождение от должности и прекращение исполнения обязанностей Премьер-министра или первого вице-премьер-министра депутатом Жогорку Кенеша влечет восстановление его депутатских полномочий в полном объеме».
Возможность в рамках предлагаемых изменений совмещение должности депутата Жогорку Кенеша с должностью Премьер-министра или первого вице-премьер-министра, не согласуется с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, и вытекающим из него требованием недопустимости одновременного участия одного и того же лица (или лиц) в деятельности органов различных ветвей государственной власти. Принцип разделения властей предполагает персональное разделение состава парламента и состава органов исполнительной власти. Любые необоснованные и непродуманные попытки изменении баланса ветвей власти могут привести к концентрации власти в руках одной из ветвей.
В случае провала своей деятельности или иных мотивов негативного характера, Премьер-министр или первый вице-премьер-министр несет конституционно-правовую ответственность в форме выражения недоверия и освобождается от должности. Выражение недоверия Премьер-министру парламентом означает утрату доверия и всего народа. В таком случае, на каком основании данное лицо может оставаться депутатом? Сохранение за такими лицами права сохранения мандата и продолжения деятельности в законодательном органе является ничем необоснованной преференцией.
Депутат, назначенный на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра и сохраняющий мандат народного избранника с правом голосования на заседаниях Жогорку Кенеша не может считаться полностью нейтральным во взаимоотношениях парламента и исполнительной власти, что объективно снижает его самостоятельность и независимость.
В рассматриваемых поправках усматривается нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и признаки дискриминации, так как, депутаты, назначенные на должности членов Правительства, в отличие от Премьер-министра и вице-премьер-министра утрачивают право сохранения мандата депутата.
В любой парламентской республике парламент при осуществлении своих контрольных функций сталкивается с серьезными проблемами. Происходит это из-за частичного сращивания законодательной и исполнительной ветвей власти. В случае разрешения возможности совмещать мандат депутата с портфелем премьер-министра, такое сращивание будет еще более сильным, что ставит вообще под сомнение эффективное выполнение Жогорку Кенешем своих контрольных функций. Вносимые в статью 72 поправки нарушают баланс ветвей государственной власти. Утверждения о том, что Конституция нуждается в совершенствовании, являются ничем иным как открытым проявлением политической заинтересованности, более того слишком велика вероятность, что в нее вносятся поправки, отвечающие сугубо личным интересам групп или лиц, не желающих расставаться с преимуществами своего положения.
4.4. Относительно изменений части 2 статьи 81 Конституции:
2. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения. Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию, за исключением случаев обращения Премьер-министра о возвращении таких законов без подписания.
В соответствии с Конституцией Президент Кыргызской Республики не входит ни в одну из ветвей власти и имеет особый конституционно-правовой статус. В системе сдержек и противовесов Президент выступает в своеобразной роли арбитра во взаимоотношениях различных ветвей власти, именно этим обеспечивается единство и стабильность всей системы государственной власти. К числу таких полномочий следует отнести право подписания (промульгации) и право «вето» Президента в отношении законов, принятых Жогорку Кенешем. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению после опубликования и вступления в силу.
Право вето является формой участия Президента в законодательном процессе. Оно принадлежит исключительно президенту и во многих демократических государствах является одним из традиционно закрепленных за ним полномочий. Президентское вето, применяемое как эффективное средство воздействия на деятельность парламента - важнейший элемент системы сдержек и противовесов, необходимых для реализации принципа разделения властей.
Вместе с тем Конституция 2010 года ограничила Президента в вотировании законов о республиканском бюджете и налогах, которые подлежат обязательной промульгации. Такой нестандартный подход к праву вето Президента был обоснован необходимостью ограничения влияния и возможной заинтересованности Президента в решении бюджетно-финансовых вопросов, и с учетом предыдущего политического опыта рассматривался как эффективный антиавторитарный рычаг. С дугой стороны такая мера усиливала позиции и взаимодействие Жогорку Кенеша и Правительства в данной сфере.
Предлагаемые поправки нивелируют первоначальный конституционный замысел. В условиях неконституционной практики деятельности Президента (как это происходит в настоящее время) вносимые изменения усиливают политический потенциал Президента, создают благоприятные условия для установления и укрепления режима единоличной власти.
В ситуации политически нейтрального Президента, исполняющего свои полномочия строго в конституционных рамках, вносимые дополнения допуская вмешательство Премьер-министра в функции Президента неоправданно усиливают позиции главы правительства во взаимоотношениях с парламентом. Такое «ноу-хау» не присуще ни одной конституционной конструкции и находится в явном противоречии с принципом разделения властей.
В целом, участие Премьер-министра в вопросе ветирования законов, явление, мягко говоря, абсурдное. Правительству, избираемому и подотчетному парламенту противоестественно осуществлять функции присущие исключительно главе государства. Например, с точки зрения разделения властей было бы не вполне понятным, если бы и формально роспуск парламента осуществлялся правительством, которому только что выразили недоверие. Таким образом, право промульгации и ветирования законов из способа сохранения баланса между ветвями власти превращается в руках Премьер-министра в политический инструмент воздействия на законодательный орган, что противоречит и духу, и букве Конституции и должно оцениваться как прямая угроза конституционному строю.
(продолжение следует)