В Кыргызстане появилась каста неприкасаемых чиновников, которым можно все. Почему? Наверно потому что пользуются принципом "разделяй и властвуй". К нам в общественную приемную дошла информация о коррупционной схеме сотрудников Таможенной службы, которые при поездках в Российскую Федерацию в рамках сотрудничества ЕАЭС «воровали» бюджетные деньги завышая командировочные расходы, путем подделки и фальсификации финансовых документов. Бюджету КР был нанесен многомиллионный ущерб и вполне вероятно, что это не единичный случай а отработанная схема «воровства».
Для борьбы с коррупцией и реализации Указа Президента КР от 2 февраля 2012 года УП N 26, «О Государственной стратегии антикоррупционной политики и мерах по противодействию коррупции», где «общественная поддержка является одним из ключевых элементов борьбы с коррупцией. Поэтому Стратегия включает мероприятия по привлечению поддержки общества, гражданского сектора как составляющей части любых антикоррупционных мер,… Государственная стратегия антикоррупционной политики реализуется государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества - путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества. Для соблюдения объективности и беспристрастности к мониторингу и оценке возможно привлечение неправительственных организаций и независимых экспертов», ОО «Институт общественного анализа» решил мониторить должностные преступления как на стадии следствия, так и в суде. Почему назрела необходимость завлекать следственные органы в этот процесс, просто многие дела «тихой сапой» исчезают в рутине следственных дел – а это стало выгодной коррупционной индустрией в КР.
Так мы решили выяснить, что с этим делом и на какой стадии и когда оно будет направлено в суд . Вот такой текст запроса мы отправили в Генеральную прокуратуру: " 31 марта 2016 года следователем Генеральной прокуратуры КР А. Ибраимовым было возбуждено уголовное дело за № УД- 150 – 16 -50. Наша организация осуществляет мониторинг судебных разбирательств, в том числе и по должностным преступлениям.
На основании статьи 20 Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов МСУ», прошу Вас предоставить информацию о вышеуказанном уголовном деле:
1. На какой стадии находиться данное уголовное дело?
2. Когда и в какой суд оно будет передано?"
Генеральная прокуратура своевременно ответила и перенаправило это письмо в ГКНБ, потому что расследование ведет следственное управление ГКНБ. Ответ здесь.
От ГКНБ получили ответ что согласно УПК КР что данные хода следствия не подлежат разглашению и так как мы не являемся участниками данного уголовного дела, запрашиваемая информация не может быть нам предоставлена. Ответ здесь.
Уголовное дело было возбуждено в марте 2016 года и до сегодняшнего дня о его результатах знают только люди которые в этом замешаны. А следователь ГКНБ Артур Шадыбеков отказался назвать приблизительную дату отправления данного дела в суд. Почему преступления совершаемые предположим в Социальном фонде сразу стали достоянием общественности, а то что твориться в Таможенном органе остается тайной за семью печатями?
P.S. Согласно новым поправкам в Конституцию, следствие по должностным преступлениям было передано органам ГКНБ, учитывая закрытость данного органа наверно стоит забыть о прозрачной борьбе с коррупцией. Она наверно будет прозрачной выборочно и местами, как показывает данный случай.