Произвол властей или как незаконно судят граждан в Кыргызстане...

добавлен 12 января 2017 17:14
просмотров 1680

 

 

Известный правозащитник Токталиев А. У., на основе богатого практического опыта, изучения ситуации и законодательных основ о свободе совести и вероисповедания выпустил пособие, где даны конкретные консультации, приведены примеры из практики по юридическим аспектам в вопросах отстаивания людьми своих прав и интересов в момент незаконного задержания, на следствии и в суде.

Так автор доказывает, что по делам данной категории назначение и проведение экспертиз на предмет выявления экстремистского содержания в тех или иных информационных материалах незаконно.  В последние годы органы государственной власти все чаще используют карательные меры в отношении полуграмотных и беззащитных людей, незаконно привлекают к уголовной ответственности мусульман за свои религиозные взгляды.

В Обзоре судебной практики пишется, что суды при разрешении уголовных дел о преступлениях указанной категории в основном правильно применяют нормы уголовного и уголовно – процессуального законодательства. По делам данной категории экспертиза на предмет выявления экстремистского содержания в тех или иных информационных материалах проводится Государственной комиссией по делам религий Кыргызской Республики.

Однако правозащитник утверждает, что Президент Кыргызской Республики А.Атамбаев превысив свои должностные полномочия, Указом от 23.03.2012года № 71 незаконно утвердил ПОЛОЖЕНИЕ о Государственной комиссии по делам религий, тем самым узаконил сотрудникам Госкомрелигии незаконное проведение религиоведческих и теологических экспертиз и выдачу экспертных заключений следователям и суду, на основании которых граждане получают реальную судимость.

Из ответа Государственного центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, видно, что Государственная комиссия по делам религий не является экспертной организацией. Одновременно сообщаем, что на сегодняшний день ни в Государственном центре судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики,ни других судебно-экспертных организациях, экспертиза на предмет выявления экстремистского содержания текстов и устных высказываний не проводится из-за отсутствия соответствующих  специалистов.

В Концепции государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики отмечено, что существующая практика проведения теологической и религиоведческой экспертизы несовершенна.

Обзор судебной практики по рассмотрению уголовных дел о терроризме и экстремизме Верховного суда Кыргызской Республики показывает, что осуждены: по ст.299-2 ч.1 УК Кыргызской Республики – 186 лиц, по ст.299-1 ч.3 УК Кыргызской Республики – 33 лиц, по ст.299-2 ч.2 п.5 УК Кыргызской Республики – 27 лиц, по ст.228 УК Кыргызской Республики – 5 лиц, по ст.299 ч.1 УК Кыргызской Республики – 1 лицо.

То есть власть, несмотря на несовершенство проведения теологической и религиоведческой экспертизы и отсутствие соответствующих специалистов реально осуждает своих граждан…

Помимо этого  статья 299-2 УК КР «Приобретение, изготовление, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских или террористических организаций»…, предусматривает уголовную ответственность за хранение экстремистских материалов.

Однако в самом уголовном законе данных понятий нет, идет ссылка на закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности». Где в статье 1 определены основные понятия. Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное (этническое) и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно статье 13 вышеуказанного закона - Борьба с распространением экстремистских материалов

На территории Кыргызской Республики запрещаются издание, хранение, перевозка и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Закона. К таким материалам относятся:

а) официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;

б) материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Закона;

в) любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Закона.

Информационные материалы признаются экстремистскими судом  с особенностями производства по отдельным категориям дел по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора, заявившего требования о признании материалов экстремистскими. Допускается временное ограничение доступа к информационным материалам судом в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Решение суда об установлении наличия в информационных материалах признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 настоящего Закона, является основанием для изъятия нереализованной части тиража. Организация, повторно осуществившая издание экстремистских материалов, лишается права на ведение издательской деятельности.

Материалы, включенные в список экстремистских материалов, не подлежат распространению на территории Кыргызской Республики.

Лица, виновные в незаконных изготовлении, распространении, перевозке и хранении в целях дальнейшего распространения указанных материалов, привлекаются к административной либо уголовной ответственности.

В данном законе, в статье 13 ясно написано, что информационные материалы признаются экстремистскими судом, то есть только суд может признать материалы экстремистскими. И только после этого привлекать   гражданина по статье 299-2 УК КР Приобретение, изготовление, хранение, распространение, перевозка и пересылка экстремистских материалов…

Однако в реальности граждан привлекают по данной статье только на основании заключения экспертизы без признания материалов экстремистскими судом, как этого требует закон Кыргызской Республики «О противодействии экстремистской деятельности».

Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов экстремистскими, направляется в орган исполнительной власти в сфере юстиции. Список экстремистских материалов подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации, а также на официальных интернет-сайтах уполномоченных государственных органов в сфере юстиции, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности. Из ответа Министерства Юстиции Кыргызской Республики видно, что до сегодняшнего дня в адрес Министерства юстиции Кыргызской Республики какие-либо судебные решения о признании информационных материалов экстремистскими не поступали.

В Конституции Кыргызской Республики заложено что «права и свободы человека являются высшей ценностью». В Конституции КР закреплены и гарантированы основные права и свободы такие как неотъемлемое право на жизнь, право на свободу совести и вероисповедания, право на свободу и личную неприкосновенность, право свободно искать, получать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом, право на неприкосновенность жилища и иных объектов, на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства, права на справедливое, объективное судебное разбирательство и равную защиту перед законом и судом, и  так далее… Также в Конституции КР отражено  что «Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека». Так гражданин, реализовывая свое право на свободу вероисповедания покупая, приобретая другим способом религиозную литературу ставит себя под угрозу быть привлеченным к уголовной ответственности. Ведь Кыргызская Республика не может обеспечить право на свободу вероисповедания, хотя бы тем, чтобы информировать для начала граждан списком экстремистских материалов который подлежит периодическому опубликованию в средствах массовой информации, а также на официальных интернет-сайтах уполномоченных государственных органов в сфере юстиции…

P.S. Когда адвокаты и правозащитники прямо указывают на нарушения Конституции и законов, почему власти игнорируют и противодействуют, и также продолжают нарушать закон… Так называемая «борьба с экстремизмом» нарушая законы, вызывает чувство беззакония и несправедливости у граждан, и это приводит, наоборот, к росту недовольных государством и пополнением рядов экстремистов.