Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. подписал закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики».
Принятый закон разработан в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147, решений Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики в рамках деятельности экспертной рабочей группы, созданной для разработки законопроектов, направленных на реформирование судоустройства.
В целях повышения эффективности и качества правосудия, совершенствования кадрового, финансового и материально-технического обеспечения судов принятым законом упраздняются военные суды. Основания для принятия этого решения следующие.
Разделом 3.2.1. Рекомендаций Комиссии по выработке согласованных предложений по дальнейшему реформированию судебной системы Кыргызской Республики, принятых за основу Указом Президента Кыргызской Республики от 8 августа 2012 года № 147, предусматривается упразднение военных судов Кыргызской Республики.
Кроме того, в отчете второго раунда мониторинга Кыргызской Республики, утвержденным на пленарном заседании Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией 24 февраля 2012 года, дана прямаярекомендация для Кыргызской Республики по ликвидации военных судов с передачей соответствующих дел другим судам.
Бюджет местных судов на 2015 год составил 724 млн 973 тыс. 500 сомов (на 387 штатных единиц местных судей), а военного суда - 24 млн 445 тыс. 300 сомов (на 14 штатных единиц военных судей).
Так, в разрезе общих затрат из бюджета:
- затраты на обеспечение деятельности 1 судьи местного суда (включая его зарплату, секретаря, помощника, зарплату сотрудников канцелярии и другие расходы (канцелярские принадлежности, ремонт, коммунальные услуги, почтовые корреспонденции и прочие затраты) составляют примерно 1 млн 873 тыс. 317 сомов (для сравнения: в 2013 году 788 тыс. 527 сомов);
- на обеспечение деятельности 1 судьи военного суда расходы на те же цели составляют 1 млн 746 тыс. 093 сомов (в 2013 году 1 млн 389 тыс. 878 сомов).
Нагрузка на судью Военного суда Кыргызской Республики в 2012 году составила 21 дело (1,7 дел за месяц), в 2013 году - 11 дел.
Для сравнения: нагрузка на судью Бишкекского городского суда составила 133,6 дел (11,1 дел за месяц).
Нагрузка в 2012 году на судью военного суда Бишкекского гарнизона составила 123 дела (10,2 дел за месяц), при этом нагрузка на судью Первомайского районного суда г. Бишкек - 907,7 дел (75,6 дел за месяц).
Указанные цифры свидетельствуют о несопоставимых финансовых затратах на содержание военных судов по сравнению с получаемым результатом от их деятельности.
Столь малое количество рассматриваемых военными судами дел, прежде всего уголовных дел, связано с тем, что действующий Уголовный кодекс Кыргызской Республики предусматривает всего лишь 18 составов воинских преступлений. Плюс к подсудности военных судов отнесены также уголовные дела о любых преступлениях, совершенных военнослужащими. Указанная категория дел может быть рассмотрена местными судами по месту совершения преступления, не требуя при этом каких-либо специальных процедур.
Судьи военных судов являются военнослужащими и, соответственно, находятся в подчинении воинской администрации и зависят в вопросах получения воинского звания от руководства Министерства обороны Кыргызской Республики. Это противоречит принципу независимости судей и подчинению только Конституции и законам.
Принятым законом предусматривается передача штатных единиц судей военных судов республики в наиболее загруженные делами местные суды Кыргызской Республики (в соответствии с приложением к закону). Также предусматривается передача штатных единиц работников аппаратов военных судов в структуры аппаратов местных судов республики.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
27 декабря 2016 г.
Также Президент Кыргызской Республики Атамбаев А. Ш. подписал конституционный закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в конституционный закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики».
Принятый конституционный закон разработан в целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147, решений Совета по судебной реформе при Президенте Кыргызской Республики в рамках деятельности экспертной рабочей группы, созданной для разработки законопроектов, направленных на реформирование судоустройства.
Экспертной рабочей группой разработаны пакет законопроектов: проект конституционного закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» и проект закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальные кодексы Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики» и др.), которые предусматривают упразднение военных судов Кыргызской Республики.
Впоследствии эти законопроекты группой депутатов были внесены на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в порядке законодательной инициативы.
Принятым конституционным законом предусматривается признать утратившей силу норму части 2 статьи 10 действующего конституционного закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики», которая регулирует доплату к должностным окладам за воинские звания судьям военных судов.
Необходимость данной поправки в действующий конституционный закон связана с тем, что военные суды и должности военных судей упраздняются.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
27 декабря 2016 г.