Весной-летом 2016 года сотрудники ГКНБ Кыргызской Республике произвели массовые аресты членов общественных движений: Национального оппозиционного движения (Бектура Асанова, Кубанычбека Кадырова), Народного Курултая очищения и обновления (Дастана Сарыгулова и Эрнеста Карыбекова), Народного парламента (Бекболота Талгарбекова, Марата Султанова, Торобая Колубаева, Александра Гусева, Тойгонбека Калматова), которые были взяты под стражу в СИЗО ГКНБ КР. Сегодня в отношении вышеназванных членов общественных движений в Первомайском районном суде г. Бишкек идут два судебных процесса под председательством судей Термечикова М. и Боромбаева А. судьи решили, что процессы должны быть закрытыми, ввиду секретности следственных материалов и документов, которые по инициативе самих спецслужб задолго до суда стали достоянием СМИ и народ уже видел эти материалы. Согласно статье 22 УПК КР: «Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны».
О какой государственной тайне на данном процессе может быть идти речь, если все фигуранты не владели никакой государственной тайной, а были членами общественных движений.
«Закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи также по делам о половых и других преступлениях в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, а также по делам о преступлениях несовершеннолетних и в случаях, требующих обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников».
Из вышеизложенного видно, что данное дело, также неподлежит рассмотрению в закрытом режиме.
Однако подсудимые обвинены в особо тяжком преступлении - по ст.27, ст.295 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики, якобы, в «приготовлении насильственного захвата власти», наказание предусматривает лишение свободы на срок от двенадцати до двадцати лет и суд идет в закрытом режиме.
Сегодня как никогда актуальна пословица «закон, что дышло, куда повернул — туда и вышло» то есть каждый судья может истолковать и применить закон так, как ему выгодно или так как ему «указали».
В недалеком прошлом, осудили Ташиева К., Жапарова С. и Мамытова Т. за попытку насильственного захвата власти. Тогда был процесс открытым, народ своими глазами видел ход судебного заседания и вынесенные приговоры. За это время что изменилось? Почему сейчас идет процесс за закрытыми дверями?
Ответ только в том, что на данном судебном процессе, если бы он был открытым, могла бы выйти, правда о незаконных действиях спецслужб, правда о незаконном собирании и закреплении доказательств, об отсутствии доказательств и многое другое чего боится нынешняя власть. Мы не раз были свидетелями того, что если был получен «звонок сверху» то судебная машина без шансов на правосудие ломала судьбы граждан. Так мы стали свидетелями того, что судебная система независима только на бумаге, а на самом деле она подчинена Президенту КР и его окружению. Как говорилось в одной притче, борясь с «драконами» человек сам не заметил, как стал драконом, и в борьбе с этим драконом ищет «мины» и «защиту от дурака»…
P.S. Иногда мы борясь с тем что происходит делаем утопические вещи, например пишем жалобу тем госслужащим, которые сами зависят от того на кого жалоба и т.д. Вот в данном случае обращаемся к Председателю Верховного суда Кыргызской Республики и Председателю Совета судей Кыргызской Республики с просьбой обратить внимание на нарушения прав и свобод человека и гражданина. Ведь общество, народ имеет право знать, как отправляется правосудие и на каком основании выносится приговор. Несмотря ни на что мы верим, и будем бороться…