Комментарии по проекту бюджета на 2012 год
Изучив проект республиканского бюджета Кыргызстана на 2012 год, представленный Министерством финансов для парламентских слушаний, и обсудив его с экспертным сообществом, мы констатируем, что он не соответствует ожиданиям реформ, а напротив, вновь наращивает размеры государства и внешнего долга. Заявления членов правительства о сокращении платных государственных услуг, а также расходов на государственный аппарат не находят своего подтверждения.
Дефицитный бюджет
В новом проекте бюджета ожидается дефицит в размере более 16 млрд. сом (16 415,8 млн.), что составляет 5,1% к ВВП. Доходы составляют всего 78964,7 млн. сом, в то время как расходы составляют 95380,6 млн., то есть 29,9% к ВВП.
Весьма интересным является то, как слово «дефицит» преобразовано в «отрицательный финансовый баланс». Видимо, политизация государственных финансов ведет к тому, что Министерство финансов ответственно за обещания политиков выйти с профицитом к концу года, и происходит «игра слов».
Вспомним прошедший год: уточненный дефицит бюджета на 2011 год составил 17% от ВВП (в проекте бюджета была заложена сумма в размере 22 млрд. сом), к концу года премьер-министр заявил о профиците в 3 миллиарда сомов. Однако, это был не профицит, а кассовые остатки на счетах госорганов, или неистраченные средства, что скорее говорит о плохом менеджменте при планировании и исполнении бюджета.
Наращивание государственных расходов
Замечается рост расходов на более чем 6 млрд. сом по сравнению с проектом на 2011г., в том числе на государственные службы общего назначения на 38.11%. Общая доля государственных расходов по сравнению с 2009 годом выросла почти на 40% и остается на уровне 40% от ВВП. Планы реформ, в частности сокращение разросшегося неэффективного госаппарата и его функций не предусмотрены.
Государство после революции 2010 года выросло в своих размерах, и продолжает висеть тяжким бременем на экономике страны. Теперь становится известно о намерениях государства создать еще несколько государственных институтов - Госбанка развития, Государственной ипотечной компании и т.д.
Внешняя помощь
Необоснованное сохранение высокого уровня дефицита бюджета в сумме 16 415,8 млн. сомов при отсутствии роста заработных плат и сокращения количества чиновников и расходов на них ведут к дальнейшему росту государственного долга. Покрытие бюджетного дефициата осуществляется в основном за счет внешней помощи, которая приобретает более кабальные условия.
В следующем году доля кредитов в общей массе внешнего покрытия вырастет до 70%, а выплаты основным сумм внешних кредитов будут осуществляться уже в 2015 году. Увеличивается доля двухсторонних кредитов, которые всегда идут с определенными условиями, по сравнению с многосторонними кредитами.
Валовый продукт
Вызывает много вопросов планируемый объем ВВП в 319 миллиардов сомов. МВФ дает более скромную цифру в 278 миллиардов сомов. В январе и феврале ВВП КР показал падение на 12.5% из-за проблем на руднике Кумтор, который является флагманом нашей экономики. В то же время планируется рост налоговых поступлений от Кумтор почти на 80%. Планируется дальнейший спад отрасли торговли из-за Таможенного союза. Поэтому планируемый годовой темп роста ВВП в 7.5% может быть сорван.
Доходы в госюджет
В 2012 году предполагается увеличение налоговых доходов на 32% (поступления от НДС на 40%). Рост поступлений по налогам на международную торговлю и операции по прогнозам составит 37.19%. На фоне замедления международной торговли из-за возникновения Таможенного Союза на наших границах, а также возможное присоединение к нему, напротив, может привести к сокращению этой доходной статьи.
Запланирован рост поступлений от штрафов, санкций, конфискаций на 79.38% в 2012 году, объем которого в два раза больше по сравнению с 2011 г. Планирование роста правонарушений является неадекватным способом пополнения бюджета. Похоже что правительство планирует наступление на теневой сектор. Зачастую подобные кампании оказываются охотой на ведьм и лишь повышают уровень коррупции.
Программа 100 дней
Основная задача бюджетного процесса состоит в поддержке программы правительства. Те кардинальные меры заявленные Правительством Бабанова в программе «100 дней» являются необходимостью для получения быстрых результатов в ближайшее время. Однако что мы видим в проекте бюджета 2012 года:
1. Объем спецсредств или доходов от оказания услуг госорганами остались практически на прежнем уровне, а общее количество госорганов получающих спецсредства увеличилось с 110 до 115. В то же время, реформы в сфере госуслуг привели к их сокращению с 20 тыс. до 384, из которых 223 платные.
2. Объем спецсредств заграничных представительств, которые в основном зарабатывают на выдаче виз, снижен всего на 15%. В то же время Правительство предполагает введение безвизового режима с 41 развитыми странами.
3. В программе «100 дней» говорится неоднократно об усилении потенциала местных органов власти. Проект бюджета также предусматривает большую долю налогов в местные бюджеты. Однако на деле оказывается что доходы местных бюджетов вырастут лишь на 10% с 20 млрд в 2011 году до 22 млрд в 2012.
4. Предполагается также перевести финансирование базовой части пенсий за счет республиканского бюджета и ежегодно увеличивать эту долю на 20%. Если такое движение в конечном итоге приведет к ликвидации Соцфонда, консолидации внебюджетных средст и пенсионной реформе, то это положительная тенденция. Однако сегодня отчисления в соцфонд продолжают оставаться тяжелым бременем для компаний и экономики страны, а сам Соцфонд, который управляет колоссальными средствами и активами - непрозрачной, закрытой системой.
Доступность и открытость бюджета
Расходы на оборону, общественный порядок и безопасность не раскрыты для общественности на вебсайте Министерства финансов КР. Доступ к информации является неотъемлемым правом в демократическом государстве, ограничение противоречит статье 33 Конституции КР, а также статье 20 Закона КР «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики». Причина кроется в том, что нормативные правовые акты Правительства (Перечень важнейших сведений содержащих государственную тайну, "Перечень сведений не подлежащих опубликованию", "Положение о порядке установления секретности" не содержтт требований обязательного обоснования целесообразности засекречивания, как это указано в ст. 3 Закона "О защите государственных секретов".
Предложения:
1. Министерство финансов КР должно публиковать содержание проекта Закона «О республиканском бюджете КР на 2012 год и прогнозе на 2013-2014 годы», в частности данные по силовому и оборонному комплексу;
2. Разработать и принят бюджетный кодекс, который бы установил жесткие органичения по изменениям в принятый бюджет, а также установил новые стандарты планирования и формирования бюджета.
3. Внедрить и осуществить в 2012 программное бюджетирование в пилотных министерствах.
4. Еще более увеличить нормативы отчислений в местные бюджеты, как минимум до 50%го увеличение абсолютной суммы поступлений МСУ.
5. Внедрить Единый казначейский счет, 100% автоматизировать все платежи казначейства и предоставить доступ общественности к информации онлайн.
6. Министерство финансов КР должно внедрить и регулярно обновлять, я еще лучше автоматизировать форму "План/Факт/Отклонения" для сравнения принятого и исполняемого бюджета;
7. Пересмотреть расходную часть бюджета с учётом проведения реформ сокращения госаппарата и сокращения списка предоставляемых государством услуг;
8. Отказаться от планирования роста поступлений от штрафов, санкций и конфискаций;
9. Масимально сократить объемы бюджетного дефицита за счет сокращения расходов;
10. Использовать термин «дефицит» вместо «отрицательного финансового баланса»;
11. Ограничить статью расходов «Прочие» до 1%, и по отчетному периоду раскрыть их сущность;
12. Остановить тенденцию создания новых государственных предприятий стимулирующих новые расходы;
13. Внедрить измеримые критерии оценки эффективности для министра финансов, такие как «исполнение бюджета в %» и «прозрачность бюджетного процесса».
14. Правительству КР пересмотреть практику засекречивания информации, которая уже не соответствует требованиям времени и новой Конституции КР. При этом экспертная оценка о целесообразности засекречивания должна быть доступна для общества, для того, чтобы граждане имели возможность оспорить секретность той или иной информации.
Азамат Акелеев, директор Promotank
Азамат Аттокуров, эксперт по государственному управлению
Азис Абакиров, директор Unique Technologies
Бакыт Омурзаков, исполнительный директор Фонда «Мекен маданияты»
Бакыт Сатыбеков, независимый эксперт
Гулмира Айдаралиева, директор Института гражданского образования (ICE)
Мирсулжан Намазалиев, управляющий директор CAFMI
Нурбек Токтакунов, руководитель партнерской группы «Прецедент»
Эрмек Ниязов, председатель Бишкекского Делового Клуба