Многие спрашивают мое мнение о предстоящей продаже Мегакома. Постараюсь быть объективным, основывать мнение на фактах и логике, опираясь на профессиональные знания. Информация, на которую я ссылаюсь, получена из открытых источников или это события, о которых я могу свидетельствовать.
Необходимость продажи Мегакома власти основывают на том, «что все плохо и будет еще хуже, нужно продать пока хоть что-то дадут». И еще якобы закон о госзакупках на дает нормально работать. Ну, не знаю, Кыргызгаз ведь домурыжили, чтобы за 1 доллар продать, могли бы и тут также действовать, благо, директор нынешний, Азат Базаркулов, слава ему, справляется…
Азат Базаркулов не специалист в сфере телекоммуникаций, он не бизнесмен, никогда им не был и ничем блистательным в своей прежней карьере не отличился. Тем не менее, летом 2010-го его назначают внешним управляющим в Мегаком, а после ареста Азамата Мурзалиева генеральным директором. Все последующие годы власти заявляют, что в Мегакоме дела плохи и нужно продать, но не думают его заменить. В чем причина такой исключительной симпатии и в чем его миссия в Мегакоме?
Закон предписывает ФУГИ создать на конкурсной основе резерв кадров для назначения руководителями государственных компаний. Этот прозрачный механизм назначения компетентных управляющих касается всех государственных компаний за исключением Мегакома. По Мегакому в ФУГИ всегда разговор особый. В чем причина такого исключения из общих правил? Кто санкционировал исключения из закона для Мегакома?
Согласно официальной статистике, Мегаком показывает меньшую прибыль при большей выручке в сравнении с Билайном. По логике, больше выручки – больше прибыли. Но тут обратное. Это означает, что менеджмент работает неэффективно, завышает затраты по разумению или по некомпетентности. В подобных случаях закон предписывает ФУГИ обратиться в Счетную палату для проведения аудита эффективности, чтобы понять, в чем проблема и сделать выводы. ФУГИ и не думает об этом, хотя его прямая обязанность – обеспечивать эффективное управление государственной собственностью. С чего так?
Вспомнил знакомство с Азатом Базаркуловым. Смутные времена лета 2010- го. Друзья попросили проконсультировать человека по вопросам мобильной связи. Азат представился как «смотрящий» за Мегакомом от партии Ата-Мекен. Он попросил рассказать, как работает мобильная связь. Я ответил, что люди 5 лет учатся, чтобы только основы понять. Проявили настойчивость. Ладно. На салфетке рисуется топология: MSC, BSC, BTS, межсетевые связи, биллинг… Разумеется, 15- ти минутный экспресс курс не имел успеха. Тогда Азат задал простой и понятный вопрос: «Меня интересует, где там деньги». Так бы сразу и сказал… Я не был вхож в Мегаком и не знаю, где там деньги. На этом и закончили. Упреждая реакцию партии Ата-Мекен: я свидетельствую только о том, что слышал и видел, и не более.
Типа «серепчи» по телевизору рассуждают о падении голосового трафика и ARPU, мол, все уходят в интернет, мессенджеры наступают на пятки. Нужно срочно продать. Лапша на уши депутатам и простому народу. Включите логику, если бы все так и было, то сейчас на продажу были бы выставлены все операторы в мире. Да, технологии меняются, но абонент все равно держит в руках мобильный аппарат. Да, сейчас «облачные технологии» и «интернет шагает по планете», но, извините, не будет у вас всех этих благ, пока вы не пополните баланс, заплатив оператору деньги. Проблема не в «облаках», а в неумении менеджмента адаптироваться к изменениям.
Закон о государственных закупках не позволяет работать, понимаете. Вспомнилось: «плохому танцору… мешает закон о гос закупках». А почему этот закон мешает только Мегакому? А если закон плох, то почему бы О. Панкратову не выступить с предложениями по улучшению закона? Для Минэкономики такой ход мыслей был бы логичным, согласитесь. Вместо этого мы слышим: «нужно продать, потому что закон не дает работать». Нелогично. Возникает вопрос: в чем замысел?
Когда в феврале 2011-го Андрей Силич захватывал офис Мегакома, его прикрывал спецназ ГКНБ и прокуратура, а А. Мурзалиева защищал спецназ МВД. Понятно, кто кому «крыша». Тогда дело закончилось отставкой Байболова и бегством А. Силича из страны. Реванш взяли в 2012-м, арестовав А. Мурзалиева и назначив А. Базаркулова генеральным директором.
Что еще… помню, в 2012-м А. Атамбаев заявил: «Абеков коррупционер и должен сидеть». Репрессивная государственная машина поняла это как прямое указание. Пятый год под арестом. Много, что говорят, но поверьте, было бы за что зацепиться – давно отправили бы этапом. За это время и более маститым приговор огласили. Помнится, чекисты в смутные времена С. Королева 5 лет держали (потом он запустил в космос первую ракету), Ису Ахунбаева 2 года держали (потом сами же ходили к нему лечиться)… да мало ли кого еще закрывали, непонятно из каких соображений. Хотел бы знать, за что расстреляли Т. Айтматова, К. Тыныстанова, других. Век гласности и технологий – контора та же. Подождем, наладится погода. Речь не обо мне. В результате этого уголовного дела сам Мегаком и пострадал. Надолго были заморожены активы, парализована деятельность, нервозность среди сотрудников, нарушенные партнерские отношения. Для меня очевидно, что уголовное дело было начато с целью перехвата контроля над Мегакомом. Могли бы и так сказать, вежливо, как контора умеет. Вспомнил, как Бектен Сыдыгалиев устраивал презентации. Ни он, ни пресса не понимали сути. Но лица были суровые…
Нельзя не упомянуть Кыргызмобайлкомпани (КМК). Его зарегистрировали в 2012 году, получили на «пустышку» лицензии и частоты. Недавно его выкупил Мегаком с аукциона. Что тут интересного:
- лицензии и частоты получены на «пустышку», у которой и хозяина-то нет (его еще только собираются продать и не известно кому). Насколько это законно, получить лицензию на компанию, которой де-факто еще нет?
- в 2012-13 года КМК пытаются продать трижды. Заявок нет. Предлагают Самрук-Казына, уж они разбираются в инвестициях. Интереса нет. Почему? Потому что у КМК полоса радиочастот «с гулькин нос», с такой полосой бизнеса не будет. Любой эксперт скажет. Тем более, на рынке уже работают 3 оператора, рынок насыщен, куда еще. Только «деньги на ветер». ФУГИ не мог продать КМК иначе, кроме как заставить Мегаком;
- и вот 30.06.2015 КМК покупает Мегаком за 514.7 миллионов сомов. Прессе сказали, что продали за 210, но это не вся правда. Там еще «калым» 90 миллионов сомов + дань Кыргызтелекому 200 и комиссия ФУГИ 14.7 миллионов (неплохая премия). В общем, учли интересы всех, кроме самого Мегакома;
- в аукционе участвует ОсОО Алима и Компани. Это строительная фирма, подрядчик Мегакома. Ему радиочастоты и лицензия 3G нужны как «попу гармонь». Понятно, что попросили поучаствовать для соблюдения законности;
- буквально после сделки А. Базаркулов сказал в Парламенте, что у Мегакома нет денег для развития КМК. Тогда зачем покупал? Зачем тебе КМК, если есть свои лицензии и частоты? Для А. Базаркулова КМК это как 40-я наложница в то время как нет денег прокормить одну жену.
Попробуем разложить по-полочкам:
1. Аукцион был формальным, это была прямая принудительная продажа по безумной цене;
2. ФУГИ «в шоколаде»;
3. Кыргызтелеком «в шоколаде»;
4. Алмаз Кадыркулов «в шоколаде»;
5. Поступили деньги в бюджет;
6. После этой сделки Мегаком впал в финансовую кому;
Что хотелось бы понять, так из каких соображений А. Базаркулов купил за 514 миллионов сомов то, за что другие и одного сома не давали. Действовал ли он в интересах Мегакома, как от него требуется в силу занимаемой должности? Мог бы и за 5 сомов купить, все равно бесполезная покупка. Или себе лично купил бы, раз видит в КМК ценность.
Хороший хозяин перед продажей наведет дома порядок, чтобы покупателю понравилось и можно было выручить больше. Наши «выдоили» Мегаком до крови, женили на «мертвой» невесте, навесили долгов и теперь говорят «самое время продать». Ну да, а как иначе? Задумайтесь, что станет с государственной собственностью в скором времени, если ФУГИ таким же образом управляет и другими предприятиями?
В парламенте власть заявляет, что дела в Мегакоме плохи. В это время ФУГИ награждает группу сотрудников Мегакома за высокий профессионализм. Интересна формулировка: «за плодотворное сотрудничество, эффективную реализацию совместных задач и большой вклад в становление партнерских отношений». Наградили А. Базаркулова и сотрудников службы безопасности. Было бы понятно, если бы ФУГИ наградил коммерческую дирекцию за увеличение прибыли. А тут службу безопасности за «реализацию совместных задач». Непонятно. Видимо, за успехи в сокрытии объективной информации о деятельности компании. Так логично.
Темир Сариев трижды убеждает Парламент продать Мегаком. В результате двух первых неудачных попыток бюджет страны потерял 16 с лишним миллионов сомов. Генеральная прокуратура пришла к мнению, что растрата бюджетных средств произошла в силу исполнения решения Парламента и не стала возбуждать дело. Но кто-то ведь надоумил Парламент? Об этом отдельно и подробно.
Недавно было заявление, что средства от продажи Мегакома будут потрачены на реконструкцию дорог. Да, продать что стоящее и «закатать деньги в асфальт» - это по-нашему!
Очевидно, что к сегодняшней ситуации с продажей Мегакома шли системно в течение последних нескольких лет. Был ли этот процесс спонтанным или им обдуманно управляла чья-то «волосатая рука»? Не знаю. Но и то, и другое скверно. Если государственной собственностью управляют бездарно – плохо, если же это делают системно, обдуманно и с умыслом – преступление. Круг «засвеченных» изложил выше. Да это и не так важно, как важно остановиться, задуматься и далее совершать обдуманные, осмысленные действия.
Продавать или нет? Я решил бы «нет». И вот почему:
1. «Песня» об инвесторах - миф. Нет такого. Инвестиции это тот же кредит, который Мегаком может получить в любом банке и без смены собственника. Мегаком способен сам финансировать свои инвестиционные проекты. Нужно просто перестать «пить кровь» хотя бы несколько лет;
2. Чтобы улучшить дела в Мегакоме, нужно «улучшить» мысли в голове чиновников и сменить А. Базаркулова пусть не на гения, хотя бы грамотного управленца;
3. Мегаком имеет самую мощную техническую инфраструктуру и на его базе можно было бы реализовать важные национальные проекты:
- электронное правительство, на которое у правительства нет ни денег, ни мозгов. Электронное правительство – инфраструктурный проект, не менее важный чем дороги. Он ускорит управление страной, облегчит населению доступ к государственным услугам, позволит уменьшить штат чиновников;
- интернет в каждую школу. Мегаком итак уже есть в каждой школе и такой проект ему по силам. Вопрос только в выработке компромиссной бизнес- модели;
- хороший проект был «Мегабилим». Можно было бы его продолжить. Дарить компьютерные классы школам тех сел, где большинство жителей абоненты Мегакома. Патриотично, честно и благоразумно;
- переход на цифровое вещание. Мегаком мог бы реализовать этот проект на порядок лучше, чем Кыргызтелеком, если бы им управляли компетентные люди. Это в глобальном тренде. Голосовые сервисы в чистом виде отходят на второй план и операторы строят мультисервисные сети. Так они адаптируются к изменениям, расширяют сервис и создают добавленную стоимость. Так Мегаком может снова стать лидером на рыке;
- телемедицина;
- телеобразование Алиппе ТВ так, как оно было задумано изначально: с обратным каналом, базами данных, оценкой знаний в режиме онлайн, интеграцией в образовательный процесс и облачными сервисами. Высокообразованная и культурно развитая нация. Не к этому ли мы стремимся?
- и наконец, можно запустить на базе Мегакома сеть DVB-MRC. Это технология, о которой в двух словах не расскажешь. Она может изменить бизнес-модель операторов и мир телевидения. Эта технология может поднять демократию и уровень народовластия на совершенно новый уровень. Напишу по этой теме отдельную публикацию. Это мое личное мнение. Возможно, не заморачивать голову, «расхерачить» и продать действительно оправданно (если другого не умеешь). Я так не могу. Пусть сотый раз, но буду восстанавливать снова. Это трудно и порой неблагодарно. Но иначе я не могу, потому что люблю труд, люблю Богом созданный мир. Мне важно, чтобы дети запомнили отца созидателем, но никак не мародером. Грубо написал. Знаю. Зато честно и справедливо.