За сравнительно короткий срок своего функционирования Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики приняла не мало решений в защиту Конституции КР и конституционных прав гражданина и человека. Одним из таких решений было признание Конституционной палатой противоречащей Конституции нормы о досрочном прекращении полномочий депутатов городских кенешей по отзыву руководящего органа политической партии на основании предложения депутатской фракции.
Эти изменения были внесены Законом КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 16 октября 2013 года за № 192. Именно этим законом руководящие органы политических партий были уполномочены отзывать депутатов городских кенешей на основании предложения депутатских фракций.
Гражданка Осмонова А. Ш. и гражданин Тагаев А. А. 25 ноября 2012 года по результатам выборов в местные кенеши были избраны депутатами Джалал-Абадского городского кенеша из единого списка политической партии «Онугуу». Из-за выхода данных депутатов городского кенеша из состава фракции «Онугуу», их полномочия были досрочно прекращены на основании отзыва руководящего органа политической партии «Онугуу», после вступления в силу Закона от 16 октября 2013 года за № 192.
21 ноября 2013 года Осмонова А. Ш. и Тагаев А. А. обратились в Конституционную палату Верховного суда Кыргызской республики с ходатайством о проверке конституционности абзаца восьмой части 5 статьи 1, части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 16 октября 2013 года №192.
04 июня 2014 Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики в составе: председательствующего - судьи Касымалиева М.Ш., судей Айдарбековой Ч.А., Бобукеевой М.Р., Макешова Дж.М., Мамырова Э.Т., Нарынбековой А.О., Осконбаева Э.Ж., Осмоновой Ч.О., Сооронкуловой К.С., при секретаре Илиязовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности абзаца восьмой части 5 статьи 1, части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 16 октября 2013 года №192, в связи с ходатайством граждан Осмоновой А. Ш. и Тагаева А.А. вынесла решение:
1.Признать абзац восьмой части 5 статьи 1, части 2 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 16 октября 2013 года №192 противоречащим части 1, 2 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 52, части 1 статьи 110, части 3 статьи 113 Конституции Кыргызской Республики…
В мотивировочной части Конституционная палата Верховного суда КР обосновывает принятое решение следующим образом : «В соответствии с нормами Конституции, депутаты местных кенешей избираются гражданами, проживающими на территории соответствующей административно-территориальной единицы, с соблюдением равных возможностей в порядке, установленном Законом (часть 1 статьи 112). Избрание кандидата в депутаты местных кенешей является прямым действием волеизъявления граждан. Единственным субъектом, способным избирать своих представителей, является исключительно соответствующее местное сообщество.
На основании выборов и итогов выборов кандидат занимает должность депутата местного кенеша. В этой связи депутаты через представительные органы, в соответствии с принципом народного суверенитета, считаются носителями власти местного сообщества.
В сфере конституционного права отзыв депутата - это отзыв его мандата раньше назначенного срока лицом, уполномоченным предоставлять депутатский мандат. Отзыв депутата тесно связан с выражением воли избирателей и считается прямой формой демократии, основы отзыва, процедуры его реализации утверждаются законами.
От взаимоотношений между институтом отзыва и депутатским мандатом складывается императивный или свободный характер мандата.
Свободный депутатский мандат - это характер мандата, который дает возможность действовать депутату на основе своих убеждений ради интересов народа, и поскольку он не связан с запросами избирателей, его отзыв не допускается.
Императивный мандат - это депутатский мандат, определяющий ответственность депутата перед избирателями и допускающий его отзыв до истечения его срока полномочий.
В части 3 статьи 3 Закона Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей» депутаты местного кенеша большинством голосов от их общего числа вправе возбудить вопрос об отзыве депутата соответствующего кенеша, в случае систематического отсутсвия без уважительных причин на сессиях местного кенеша более четырех раз подряд, а также за неисполнение решений и поручений местного кенеша. Порядок отзыва депутата регулируется нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Следовательно, мандат депутата местного кенеша является императивным мандатом».
Отзыв депутата, определяется волей избирателей и должен осуществляться способами, приближенными к выборам. При этом, рассматривая отзыв депутата руководящим органом политической партии вместе с досрочным прекращением полномочий депутата, где одним из оснований предусматривается отзыв депутата избирателями, следует, что такое положение приводит к возникновению партийного императивного мандата.
Досрочный отзыв депутата приводит к тому, что судьба мандата решается руководящим органом партии. Такое явление допускает возможность политическим партиям распоряжаться мандатом по своему усмотрению и при отзыве мандата принимать субъективные решения. Вместе с тем создаются предпосылки установить неограниченный партийный и фракционный контроль над депутатом.
Отзыв депутата городского кенеша на основании предложения соответствующей депутатской фракции руководящим органом политической партии при решении вопросов местного значения может привести не к управлению вопросами местного самоуправления, а к партийному управлению. Также это положение создает условия политическим партиям вмешиваться в действия органов местного самоуправления. Тогда как, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Конституции, в Кыргызской Республике запрещается слияние государственных, муниципальных и партийных институтов.
Следовательно, рассматриваемая норма Закона об отзыве депутата руководящим органом политической партии на основании предложения соответствующей депутатской фракции приводит к нарушению закрепленных в Конституции демократических принципов народного суверенитета и принципа независимости органов местного самоуправления (1, 2 части статьи 2, часть 1 статьи 110).
17 февраля 2015 года Президентом КР подписан Закон КР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты КР», который предусматривает поправки в законы КР «О выборах депутатов местных кенешей», «О статусе депутатов местных кенешей», «О местном самоуправлении», «Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов КР». Поправки внесены для исключения отдельных норм названных законов, которые признаны Конституционной палатой неконституционными. Это нормы о досрочном прекращении полномочий депутатов городских кенешей по отзыву руководящего органа политической партии на основании предложения депутатской фракции. Впредь политические партии не могут отзывать депутатов городских кенешей на основании предложения депутатских фракций.
Такие решения Конституционной палаты раздражают партийных «боссов» и они вынуждены искать другие лазейки для установления своего контроля над депутатами. Аналогичная норма, но уже в масштабе Жогорку Кенеша вносится в Конституцию КР, что бы Конституционная палата уже не смогла помешать.
Так одним из пунктов изменения Конституции является статья 73. В части 3. Полномочия депутата Жогорку Кенеша помимо основания, предусмотренного в части 2 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях:
1) принятия фракцией решения об исключении депутата из фракции по предложению руководящего органа соответствующей политической партии;
Если данные изменения в Конституцию КР пройдут то партийные лидеры получат неограниченный контроль над депутатами Жогорку Кенеша.
P.S. Многие изменения и дополнения в Конституцию Кыргызской Республики для нас простого народа по существу ничего не дадут. А вот для «власть имущих» дополнительные полномочия и больше власти. Также благодаря этим изменениям Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики из органа являющейся институционально и организационно самостоятельным высшим судебным органом, осуществляющий конституционный контроль, может стать формальным органом. Смотрите сами сравнительную таблицу предлагаемых изменений.