ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРОЦЕДУРЕ ОТБОРА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ ПАЛАТЫ В РАМКАХ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О СТАТУСЕ СУДЕЙ КР» (по результатам гражданского мониторинга)

добавлен 14 апреля 2015 11:27
просмотров 2959

 

 

ГРАЖДАНСКИЙ СОВЕТ ПО КОНТРОЛЮ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

 

Правовое ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

о процедуре отбора судей конституционной палаты в рамках КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О статусе судей КР» 

(по результатам гражданского мониторинга)

 

На основании комментариев:

 

Риты Карасартовой (Координатора Гражданского Совета

по контролю судебной реформы, )

Чинары Мусабековой (правового эксперта)

Эрика Ирискулбекова (правового эксперта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бишкек, апрель 2015
Правовое ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПО результатам гражданского мониторинга реализации КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА «О статусе судей КР» 

 

В части:

 процедуры отбора судей конституционной палаты ВЕРХОВНОГО СУДА КР

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ подготовлен Гражданским Советом по контролю судебной реформы по результатам проведенного им мониторингом за ходом отбора Советом по отбору судей (СоС) кандидатов на должность судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республика (КП ВС КР).

 

Координатором Гражданским Советом по контролю судебной реформы является ОО «Институт общественного анализа».

 

ОО «Институт общественного анализа» осуществляет исследовательскую, экспертно - аналитическую деятельность по широкому кругу вопросов становления гражданского общества, выступает с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносит предложения в органы государственной и муниципальной власти и управления по вопросам развития и совершенствования деятельности демократических институтов, механизмов защиты прав и законных интересов граждан.

 

Институт в числе инициаторов создания Гражданского совета по контролю над судебной системой, активно отстаивает позиции гражданского общества по реформированию судебной системы. По инициативе Гражданского совета была создана Общественная приемная (ОП) по сбору отзывов на работу судов и судей, в работе которой общественное объединение принимает участие в сборе отзывов, занимается мониторингом судебных разбирательств, привлекая независимых наблюдателей. Гражданский Совет (ГС) по контролю судебной реформы с 2011 года осуществляет гражданский мониторинг за ходом судебной реформы, в том числе и за отбором судей.

 

Настоящий правовой анализ предлагает итоги последнего мониторинга Гражданского Совета по процедуре отбора судей в КП ВС КР.  Мониторинг проводился в течение декабря 2014 – апреля 2015 годов.

 

ПРАВОВЫЕ РАМКИ ОТБОРА СУДЕЙ КП ВС КР И РЕЗУЛЬТАТЫ СОПОСТАВЛЕНИЯ

 

Согласно ч.1 ст.97 Конституции КР Конституционная палата Верховного суда КР (далее – Конституционная палата) является органом, осуществляющим конституционный контроль. Судьей Конституционной палаты может быть гражданин КР не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.

 

Состав и порядок формирования Конституционной палаты Конституция КР отсылает конституционному закону (ч.11 ст.97 Конституции). Таковым Законом является конституционный Закон КР «О статусе судей КР».  В частности, ст. 15 устанавливает, что Судьи Верховного суда, в том числе Конституционной палаты, избираются Жогорку Кенешем по представлению Президента, основанному на предложении Совета по отбору судей, с учетом гендерного представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола. Судьи Верховного суда избираются до предельного возраста, установленного Конституцией; судьи Конституционной палаты - в первый раз сроком на 7 лет, а в последующем - до достижения предельного возраста, установленного Конституцией. Конституционным законом «О статусе судей» дополнительно к требованиям, определенным Конституцией, для судей Конституционной палаты Верховного суда обязательное владение государственным и официальным языками (статья 15).

 

Отбор кандидатов на замещение вакантной должности судьи Конституционной палаты осуществляется Советом по отбору судей на конкурсной основе. Согласно Закону «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики»[1], Совет по отбору судей является независимым коллегиальным органом, созданным в соответствии с Конституцией. Совет по отбору судей состоит из 24 членов и формируется из судей и представителей гражданского общества. Совет судей, парламентское большинство и парламентская оппозиция избирают по одной трети состава Совета по отбору судей соответственно.

 

Конкурс на замещение вакантной должности судьи Конституционной палаты осуществляется путем проведения конкурсного отбора, в порядке, установленном статьей 21 КЗ «О статусе судей КР».

 

К заявлению прилагаются:

 

1) копия паспорта;

2) заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании;

3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение одного года перед участием в конкурсе.

 

К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.

 

Действующие судьи Кыргызской Республики вправе участвовать в конкурсном отборе на должности судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда путем подачи заявлений.

Личные дела судей Кыргызской Республики, подавших заявление на участие в конкурсе, представляются в Совет по отбору судей аппаратами Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и уполномоченным государственным органом по обеспечению деятельности местных судов (далее - уполномоченный государственный орган).

 

Согласно ч.3 ст.15 КЗ «О статусе судей КР» конкурс на замещение вакантной должности судьи Конституционной палаты Верховного суда осуществляется путем проведения конкурсного отбора, в порядке, установленном статьей 21 данного конституционного Закона. В данной статье предусмотрено, что конкурсный отбор - это процесс, который осуществляется независимым коллегиальным органом - Советом по отбору судей с целью выявления лиц, имеющих высокий уровень юридических знаний, отвечающих требованиям к личности обладателя, квалификации и поведению для представления их на должности судей Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и местных судов.

 

К конкурсному отбору допускаются:

1) действующие судьи;

2) лица, имеющие судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи не превышает десяти лет;

3) лица, получившие сертификат по результатам сдачи экзамена.

 

Иначе говоря, те кандидаты, которые претендуют на должность судьи Конституционной палаты и не имеют стаж судейской работы (в том числе которые имеют, но перерыв превышает 10 лет), допускаются к конкурсу при наличии сертификата, выдаваемого по результатам сдачи экзамена. Однако, процедура сдачи такого экзамена не предусмотрена. Такая процедура предусмотрена только для претендентов на должность судей местных судов в ч.3 ст.17 КЗ «О статусе судей КР», действие которой приостановлена до дня окончания формирования судейского корпуса местных судов в соответствии с Конституцией КР 2010 г. В настоящее время лица, желающие претендовать на должности местных судов и отвечающие установленным законом требованиям, Советом судей допускаются к сдаче экзамена в Учебном центре судей.

 

Такое требование появилось с момента внесения изменений в КЗ «О статусе судей КР» конституционным Законом КР от 26 мая 2012 года N 66 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»[2], где абзац второй ч.3 ст.15 изложили в следующей редакции:

"Конкурс на замещение вакантной должности судьи Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда осуществляется путем проведения конкурсного отбора, в порядке, установленном статьей 21 настоящего конституционного Закона.".

 

Т.е. до этого такой отсылочной нормы не было и процедура отбора претендентов на должность КП осуществлялось только нормой ст.15 КЗ «О статусе судей КР». Кроме того, следует отметить, что норма статьи 21 КЗ «О статусе судей КР» предусматривает правила конкурсного отбора для претендентов на должности судей всех судов (Верховного суда, Конституционной палаты Верховного суда и местных судов), тогда как глава 4 касается только порядок назначения судей местных судов, их перевод, избрание председателя и заместителя председателя местного суда.

 

В 2011 году был осуществлён первый набор слушателей для обязательного обучения претендентов на должность судей местного суда. Процесс обучения регулировался Положением о прохождении обучения претендентов на должность судьи местного суда[3]. Согласно данному положению, обучение претендентов на должность судьи осуществлялось только в очной форме. Срок обучения составлял пять месяцев, из которых 3,5 месяца отводилось для теоретических и практических занятий и 1,5 месяца - для стажировки. Программа обучения разрабатывалась Учебным центром судей и утверждалась Советом судей. Все слушатели, вне зависимости от их предыдущего опыта работы, обучались по единой программе. Обучение осуществлялось на платной основе.

  

Процесс обязательного обучения подвергся критике со стороны многих юристов, обладающих большим опытом работы, ввиду того, что для прохождения обучения необходимо было уйти с работы, так как обучение осуществлялось только в очной форме, при этом необходимо было еще и оплатить обучение. Кроме этого, прохождение обязательного обучения и успешная сдача квалификационного экзамена не гарантирует обязательного назначения судьей. В настоящее время процесс обязательного обучения был приостановлен.

 

При допуске к конкурсному отбору Совет по отбору судей должен изучить:

 

1) документы кандидатов и соответствие их требованиям закона;

2) декларации о доходах кандидата, его супруга (супруги), близких родственников;

3) иную информацию (отзывы на кандидата, рекомендации), подтверждающую безупречность поведения кандидата.

Совет по отбору судей обязан запросить в отношении кандидата, претендующего на замещение вакантной должности судьи, декларации о доходах кандидата, его супруга (супруги), близких родственников.

 

Судьями Конституционной палаты Верховного суда не могут быть лица:

 

1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;

2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;

3) уволенные из правоохранительных органов в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительного органа или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным абзацами восьмым и девятым статьи 10 Закона Кыргызской Республики "Об адвокатской деятельности";

4) имеющие гражданство иностранного государства.

По результатам изучения документов Совет по отбору судей принимает решение о допуске кандидата к конкурсному отбору. Решение о допуске кандидата принимается Советом по отбору судей открытым голосованием большинством от общего числа членов Совета.

 

Таким образом, считаем, что отбор кандидатов на должность судей Конституционной палаты Верховного суда КР после вступления в силу изменений в конституционный Закон «О статусе судей КР», а точнее с 1 июня 2012 г., проведен с нарушением требований конституционного Закона, в частности, ст.21 о том, что если кандидат не судья и не имеет судейского стажа работы, то он должен иметь сертификат по результатам сдачи экзамена. А Совет по отбору судей представил отобранные с этого момента кандидатуры без такого сертификата.

 

 

ПРОЦЕДУРЫ КОНКУРСНОГО ОТБОРА И ВЫВОДЫ

 

Конкурсный отбор проводится в три тура.

 

В первом туре кандидаты должны ответить на вопросы по отраслям права Кыргызской Республики.

 

Во втором туре кандидаты должны написать сочинение на заданную правовую тему, основанную на законодательстве Кыргызской Республики и изложить его устно.

В третьем туре кандидаты должны ответить на другие вопросы для определения их профессиональных важных качеств.

 

После заслушивания ответов на вопросы в первом туре, устного изложения сочинения во втором туре и по итогам ответов на вопросы в третьем туре члены Совета по отбору судей выставляют баллы (оценки) каждому кандидату.

 

Вопросы по отраслям права, правовые темы и иные вопросы утверждаются Советом по отбору судей ежегодно и публикуются на официальном сайте Совета по отбору судей и в средствах массовой информации.

 

Ежегодно Советом по отбору судей утверждается проходной балл для прохождения конкурсного отбора. Заявление на участие в конкурсе должно быть подано претендентом в Совет по отбору судей в течение десяти дней со дня публикации объявления.

 

После проведения трех туров конкурсного отбора кандидаты, набравшие проходной балл, считаются прошедшими конкурсный отбор.

 

Список кандидатов, предлагаемый Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения, формируется в порядке убывания согласно полученным баллам при прохождении конкурсного отбора.

 

Кандидаты, не получившие проходной балл, вправе участвовать в других конкурсных отборах на вакантные должности судей не ранее чем через один год со дня отклонения их кандидатуры Советом по отбору судей.

 

Кандидаты, получившие наибольшее количество баллов по итогам трех туров конкурса, представляются Советом по отбору судей Президенту для представления или назначения в количестве, равном вакантным местам.

 

Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор, но не представленные Президенту, остаются в списке кандидатов.

 

Представление кандидатов из соответствующего списка производится в порядке очередности, в зависимости от полученного кандидатом количества баллов в порядке, установленном конституционным Законом «О статусе судей». Кандидаты исключаются из списка кандидатов по мере их представления Советом по отбору судей Президенту.

 

Список кандидатов расформировывается Советом по отбору судей в случаях назначения или избрания всех ранее предложенных кандидатур, заполнения всех вакантных должностей судей либо полного использования сформированного списка кандидатов на указанную должность.

 

Все материалы конкурсного отбора приобщаются к личному делу кандидата. Личные дела кандидатов, участвовавших в конкурсе, не возвращаются и хранятся в уполномоченном государственном органе.

 

После завершения приема заявлений и по результатам конкурсного отбора Совет по отбору судей в течение десяти рабочих дней вносит Президенту кандидатуру для избрания на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда.

 

В случае отсутствия у претендентов обстоятельств, препятствующих избранию кандидата на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда, Президент представляет их в Жогорку Кенеш в течение десяти рабочих дней.

 

Президент вправе возвратить Совету по отбору судей материалы по представленной кандидатуре на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда, мотивируя свое решение.

Если Совет по отбору судей в течение десяти рабочих дней не установит обстоятельств, препятствующих избранию кандидата на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда, то Совет по отбору судей вносит повторно Президенту предложение по этой же кандидатуре.

 

Решение о повторном внесении Президенту ранее предложенной кандидатуры на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета по отбору судей.

 

Президент, повторно внесенную Советом по отбору судей кандидатуру совместно с ранее внесенными кандидатами, по которым не имеется обстоятельств, препятствующих их назначению на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда, представляет в Жогорку Кенеш в течение десяти рабочих дней со дня поступления повторного предложения от Совета по отбору судей.

 

В случае согласия Совета по отбору судей с обстоятельствами, изложенными Президентом, Совет по отбору судей в течение десяти рабочих дней предлагает в порядке очередности новую кандидатуру из соответствующего списка кандидатов в зависимости от полученного количества баллов.

 

Повторные предложения Совета по отбору судей вносятся до полного использования сформированного списка кандидатов на указанную должность. В случае полного использования сформированного списка кандидатов Совет по отбору судей объявляет новый конкурсный отбор на оставшиеся вакантные места.

 

По представленной кандидатуре Жогорку Кенеш принимает решение не позднее двух недель со дня поступления представления.

 

В случае неизбрания Жогорку Кенешем представленной кандидатуры на должность судьи Конституционной палаты Верховного суда Президент вносит по предложению Совета по отбору судей другую кандидатуру из списка кандидатов на указанную должность.

 

Жогорку Кенеш рассматривает представление Президента по новой кандидатуре для избрания судьей Конституционной палаты Верховного суда и принимает решение в срок не позднее двух недель со дня поступления представления.

 

                Анализ норм об отборе кандидатов на должность Конституционной палаты позволяет сделать вывод о том, что предусмотренный в законе порядок конкурсного отбора распространяется на отбор кандидатов на должности судей всех судов, независимо от специфики соответствующих судов. Вопросы по отраслям права, правовые темы и иные вопросы одни и те же для кандидатов на должности судей всех судов, что не дает выявить необходимые у кандидатов для работы судьей Конституционной палаты знания и навыки.

 

 

 


[1] Закон Кыргызской Республики «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года N 40

[2] Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 1 июня 2012 года N 49.

[3] Положением о прохождении обучения претендентов на должность судьи местного суда, утверждено Указом Президента Кыргызской Республики от 14 декабря 2009 года № 577