Болотбек Асанакунов директор Союза местных самоуправлений Кыргызской Республики
Учреждение нового института сити-менеджеров в органах местного самоуправления в нашей республике продиктовано временем и особенно актуально сегодня. Политической составляющей этому процессу мы дали свою оценку - если так и дальше должности мэров городов будут разменной монетой в политических баталиях, стоит задуматься городским кенешам, особенно крупных городов, о введении в структурах мэрий должности сити-менеджеров, своего рода управляющих городов. Соответствующие предложения Союз местных самоуправлений КР направил во все городские кенеши.
Мэры городов, будучи больше политическими руководителями, нежели административными, в значительной степени стали подвержены политическим катаклизмам. Так, в ходе апрельской 2010 года революции из 25 выборных мэров городов республики, свои должности потеряли 22 руководителя исполнительных органов МСУ городов, а пришедшие на волне апрельской революции новые руководители по сей день исполняют обязанности мэров городов. Аналогичные действия имели место и в марте 2005 года.
Помимо этого, по инициативе руководителей государственных и местных органов власти в течение последних несколько лет, а в большинстве городов по нескольку раз, порой необоснованно, также были сняты со своих должностей многие руководители городов. Так, например, в городе Балыкчы за последние 10 лет сменилось 10 мэров города. По большинству городов аналогичная ситуация. При таком подходе к кадровым вопросам в отношении избранных мэров городов трудно добиться какой-либо последовательности и стабильности развития в городах и в целом в регионах. Что и происходит на самом деле.
С другой стороны, в ближайшее время нас ожидают масштабные выборные процессы не только на республиканском уровне, но и на уровне глав исполнительных органов местного самоуправления. Это значит, что в сложный период предвыборных баталий городское хозяйство не должно оставаться без внимания и вопросы местного значения должны решаться в не зависимости от выборов. Вот почему, а также с целью сохранения преемственности руководителей в структурах органов местного самоуправления введение должности сити- менеджеров считаю обоснованным. И не только по политическим мотивам, но и в части эффективного управления и четкой организации муниципального хозяйствования. А это свойственно креативным и продвинутым менеджерам, особенно молодежи, для которых успехи на данном поприще будут залогом будущих высот и достижений. Ясно, что оплата сити-менеджера должна соответствовать его статусу.
О том, насколько важна личность профессионального менеджера, говорит следующий пример, который описан в книге Ли Яккоки «Карьера менеджера».
В 1981г. автомобильная компания "Крайслер" пригласила на должность высшего управляющего известного профессионала-менеджера Ли Яккоку, уволенного с корпорации «Форд». Суть приглашения состояла в том, что "Крайслер" в 1980 г. понес убытки в размере 1,1 млрд. долл., оказавшись на гране банкротства. Переговоры не ладились, т. к. Ли Яккока никак не соглашался на переход в "Крайслер" несмотря на фантастическую зарплату, предложенную ему. Разногласия состояли в его правах управления на "Крайслере". Пока эти права не были гарантированы, Ли Яккока слышать не хотел о переходе. В конце концов, на "Крайслере" согласились с тем, что лучше дать неограниченные права человеку, знающему, как вывести компанию из кризиса, чем потерять престиж, а затем и компанию. И что же? За три года после упадка "Крайслер" достиг наивысшего уровня производства и качества автомобилей за всю историю своего существования, а с 1985г. от года к году стал отвоевывать дополнительную долю американского и мирового автомобильного рынка.
Назначению на должность сити-менеджера по контракту должно предшествовать проведение конкурса на замещение этой должности. Порядок проведения конкурса должен устанавливать представительный орган местного самоуправления по согласованию с мэром города. Требования к кандидатам на должность сити- менеджера должны включать в себя не только высшее профессиональное образование, но и стаж работы на руководящих должностях независимо от формы собственности не менее 3-х лет, деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы), аналитические и организаторские навыки, знание законодательства. Контракт с сити-менеджером должен заключаться на срок полномочий представительного органа местного самоуправления, но не менее чем на два года. Претендентом может быть как иногородний, так и местный специалист.
Назначение на должность сити-менеджера на контрактной основе будет прерогативой мэра, отбор должен проходить гласно и на конкурсной основе, с последующим утверждением отобранного кандидата на сессии городского кенеша.
Преимущества введения должности сити-менеджера будут базироваться на четко прописанных конкурсных требованиях к претендентам, которые должны гарантировать определенный уровень профессиональной пригодности, а грамотно составленный контракт будет определять компетенцию сити-менеджера, за рамки которой он выйти не сможет (а значит, не будет и традиционных конфликтов из-за полномочий). В отличие от прямых выборов мэра, проведение конкурса на должность сити-менеджера не требует серьезных бюджетных расходов, в случае плохой работы сити-менеджер будет просто уволен, а конкурс на эту должность проведут вновь.
Введение новой должности в таких случаях вызовет массу вопросов и опасений. Самый ожидаемый и обсуждаемый будет вопрос - сити-менеджер заменит мэра? Нет. Сити-менеджер, в первую очередь, наемный муниципальный служащий, в отличие от выборного мэра, и который работает по контракту, применяя схему управления, которая широко применяется в любом бизнесе. Обычно сити-менеджеров называют еще и антикризисными управляющими - их обычно за рубежом назначают в тех муниципалитетах, где остро стоят вопросы с наполнением городского бюджета или возникли проблемы в коммунальной сфере. В нашем случае выбирать не приходится - все города кризисные.
У мэра остается еще достаточно много обязанностей, мэр по-прежнему остается главным выборным официальным лицом города, представляет город и выстраивает отношения с государственной и местной властью, подписывает контракты и все текущие документы, и.т.д. Таким образом, при появлении сити-менеджера мэр никуда не исчезает, эта должность остается. Просто половина полномочий, связанные с вопросами местного значения, и в первую очередь, связанные с жизнеобеспечением населения отходит управляющему города, иначе говоря, сити- менеджеру. Тот формирует команду, отвечает за расходование бюджетных средств на исполнение конкретных хозяйственных задач в городе.
Введение института сити-менеджеров в Кыргызстане не противоречит действующему законодательству, он легитимен, так как введение должности сити-менеджера не повлечет за собой увеличение численности муниципальных служащих. Эта должность будет сопоставима с должностью первого вице-мэра, только с наделением его достаточной компетенцией и широкими полномочиями. При этом круг дел, которые будет решать сити-менеджер, будет ограничен вопросами местного значения, которые законодательно отнесены к функциям местного самоуправления. Перечень государственных полномочий, делегированных городскому самоуправлению, должен оставаться за мэром.
Для справки.
Первым сити-менеджером в мире принято считать Чарльза Эшбернера, который 2 апреля 1908 года был назначен на эту должность членами городского совета города Стоунтона, штат Виржиния, США. Произошло это после того, как жители города и члены горсовета окончательно разуверились в способности выборных чиновников решить городские проблемы. Город был небольшим, мэрами, старейшинами и советниками обычно выбирались видные люди, которым и без того было чем заняться: у кого-то был собственный магазин, кто-то был судьей и так далее. Было принято решение пригласить со стороны администратора, который и взял бы на себя (за определенное вознаграждение) каждодневное управление городом.
Со временем идея городского управления с привлечением наемного сити-менеджера распространилась сначала по США, а затем и в других странах мира. По мнению сторонников такой системы городского управления, решались сразу две проблемы. Первая — относительная безграмотность выборного должностного лица, которое могло обладать авторитетом, но не умением управлять городом. Вторая — политическое влияние на городское управление. Сам сити- менеджер и набранная им команда обычно были беспартийными специалистами, которые действовали без оглядки на политические партии и их борьбу.
Со временем система городских управляющих была распространена шире — на округа. Кроме сити-менеджеров появились и окружные управляющие.
В 1914 году сити-менеджеры сформировали свою собственную ассоциацию ISMA (International City Manager's Association). Сейчас этот институт существует и осуществляет свою деятельность в США, Канаде, Австралии, Нидерландах, Великобритании, Франции, Новой Зеландии, Гондурасе, Чили и Бразилии.
С 1993 и по 1998 год по моему приглашению, когда я работал директором Бишкекского департамента ЖКХ, данная американская ассоциация ISMA успешно осуществляла свою деятельность в Кыргызской Республике и помогла становлению кондоминиумов в городах Кыргызстана.