Анализ правоприменительной практики по административному задержанию участников мирных собраний

добавлен 12 июня 2014 12:06
просмотров 1929

 

 

На основе мониторинга Гражданским советом по контролю судебной системы судебных заседаний по делам об административной ответственности по акциям "Просигналь Президенту" (22.05.2013), "Против вступления в Таможенный союз" (20.05.2014), Флеш-моб "ТезекПром" (09.06.2014), серии одиночных акций правозащитника Токтонасырова О., акции около торгового центра «Бишкек Парк» (19.11.2013) приводим несколько тезисов по административным задержаниям участников мирных собраний.

Давлетбаев Жанабиль

ОО «Институт общественного анализа»

На основе анализа судебных заседаний по делам об административной ответственности по вышеуказанным акциям приводим несколько тезисов по административным задержаниям участников мирных собраний:

1) В основном задержанных привлекают не за нарушение установленного законом порядка проведения мирных собраний (Ст. 392. КоАО КР), а за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел (Ст. 371 КоАО КР) (по 18-ти задержанным из 21 были составлены адм. протоколы по статье 371 КоАО КР);

2) Сотрудники МВД при прекращении мирного собрания не ссылаются на закон и какую именно статью нарушили участники. На суде сотрудники МВД поясняют, что поступил приказ о прекращении незаконного митинга и они исполняют данный приказ.

3) Административное задержание длиться более 3 часов, предусмотренных законодательством. (Ст. 565, КоАО КР)

4) При судебном разбирательстве, не исследуется законность распоряжений и требований сотрудников ОВД, а лишь рассматривают факт неподчинения (сопротивления) этим требованиям. Иначе говоря, не исследуется первоначальные основания задержания, а лишь факт сопротивления. (Прим.: Такая судебная практика может привести к тому, что органы ОВД не будут обосновывать основания своих требований, а лишь оформлять протоколы об административной ответственности за факт неподчинения)

5) На ряду с участниками процесса, задерживаются стоящие рядом представители СМИ, юристы, явившиеся для правовой помощи. (Были задержаны и отпущены судом 2 представителя СМИ, освещавшие акции, 1 юрист, явившийся для правовой помощи, 2 лица, не являвшихся участниками мирных собраний)

6) Требование КоАО КР, что защитниками в суде могут быть только адвокаты (Абзац 2 ст. 572 КоАО КР), ограничивает право задержанных на судебную защиту, т.к. за столь короткий срок найти адвоката с лицензией очень сложно, а государственные адвокаты, зачастую заняты или не предоставляются (Только интересы 5-ых из 21 задержанных представлял адвокат).

7) Административный протокол, составленный сотрудниками МВД, не содержит четких законных оснований задержания участников. В основном составляется общими фразами (Проведение незаконной акции (флеш-моба), нарушение общественного порядка) без конкретизации правонарушающих действий. Также, основанием приводят отсутствие уведомление в госорган о проведении мирного собрания, хотя согласно Ст. 34 Конституции КР это не является причиной прекращения акции.

8) По незаконным задержаниям (по делам, где прекращено судом производство) органы ОВД, сорвавшие законный митинг, не несут ответственности.

9) Зачастую по делам об административных правонарушениях, задержанных привлекают к ответственности (обвинительное решение), кроме лиц, случайно задержанных (СМИ, зрители, юристы) (14 человек из 21 были привлечены к административному взысканию).

На основе вышесказанного короткие рекомендации:

1)    ГУВД (копия МВД): провести разъяснительную работу с личным составом о нормах Закона КР «О мирных собраниях», Кодекса об Административной ответственности КР:

·        законные основания для прекращения мирного митинга;

·        порядок и сроки административного задержания;

·        содержание протокола об административной ответственности и порядок ее составления;

2)    Министерству юстиции КР (Отдел правовой пропаганды): Правовое просвещение граждан об их правах и обязанностях при задержании правоохранительными органами;

3)    Жогорку Кенешу:

a)     дать официальное толкование статьи 371 КоАО КР (понятия "неповиновение законному распоряжению или требованию органов внутренних дел");

b)    внести дополнения и изменения в Кодекс об административной ответственности в части:

·        расширения круг лиц, возможных быть защитником и представителем в судах по делам об административных правонарушениях;

·        Введение института "частного определения", выносимого судьей по делам об административной ответственности, при установлении нарушения закона органами, составляющими административный протокол, и требующие принятия соответствующих мер.

4)    Пленуму Верховного суда КР: обобщить судебную практику по делам по административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность (Глава 28, статьи 364-399 КоАО КР);